В память о Владимире Высоцком - тема №3894159

60-е годы 20 столетия считают новым этапом в развитии русской поэзии. Имена Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Бэллы Ахмадулиной были на слуху у советской молодёжи. Они «собирали» целые стадионы любителей поэзии. И среди них особо выделялся Булат Окуджава, который выходил на сцену с неразлучной гитарой и напевал под её аккомпанемент свои песни. Булат Окуджава стоял у истоков бардовской песни, или как позже называл В. Высоцкий, авторской песни.

Молодой Высоцкий очень любил творчество Окуджавы, называл его своим учителем. Он считал: «Для авторской песни не нужна обстановка – нужна атмосфера… Главное, что я хочу делать в своих песнях – я хотел бы, чтобы в них ощущалось наше время. Время нервное, бешеное, его ритм, темп...» Вначале он писал для небольшого круга друзей, в который входили Л. Качарян, А. Тарковский, М. Туманов, В. Аксёнов, В. Шукшин, А. Утевский, Енгибаров… Они были его первыми слушателями и ценителями. Песня «Где мои 17 лет» как раз об этом времени и о них.Без каких-либо усилий с его стороны песни быстро завоевали популярность. Имя его стало известно. Голос его узнавался. Его стали приглашать выступить в разных городах страны. Количество ценителей его творчества перевалило за миллионы.

Темы его песен были близки, цепляли самые тонкие струны души людей разных профессий, образования и социального происхождения. Он часто писал песни-монологи, говорил: «Часто спрашивают – не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли и тому подобное. Это всё из-за того, что почти все мои песни написаны от первого лица… Просто основная моя профессия актёрская, и мне часто приходится влезать в шкуру другого человека… Поэтому я и в песнях этот приём использую."

Свои выступления он обычно начинал с военных песен, ими же заканчивал. Для него тема войны – это тема памяти о погибших. Она занимает большое место в его творчестве, может быть, ещё и потому, что в детстве его окружали близкие люди, прошедшие тяжкими дорогами войны. Его военные песни поднимают вечные для человечества проблемы. Говорят, что песню «О том, который не стрелял» поэт особенно любил. Стихотворение высокого трагического накала, где тем не менее трагическое переплетается со смешным, заставляет слушателя задуматься над темой выбора. Что бы ни случилось, нужно всегда пытаться остаться честным со своей совестью. Поэт объяснял: «Во время войны… есть большие возможности для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврёшь...». На слушателя обрушивалась обострённая историческая правда, что не могла никого оставить равнодушным. О штрафных батальонах старались не говорить, а у Высоцкого штрафники – это символ безысходного героизма. Песня пронизана состраданием к человеческому несчастью. Поэт по-иному взглянул на военные события. У него самолёт-истребитель – живое бунтующее существо, разделившее мысли и судьбу пилота. Как заклинание звучит его »Мир вашему дому!».

Познакомившись с французской актрисой Мариной Влади и став её мужем, поэт посвящал ей свои трогательные песни о любви и разлуке. Они редко были вместе. Она жила в Париже. Владимир работал в Москве.

Во многих песнях поэта ощущается двойной смысл. «Охота на волков» об этом тоже. Вроде поётся об охоте, но звучит подтекст: это о людском несовершенстве, о трусости в момент выбора, страхе «шагнуть за флажки». Прославленный хоккеист Вячеслав Старшинов писал: „Высоцкий – незаурядная личность, горевшая в деле. Он в полный рост кричал о том, о чём другие молчали или говорили шёпотом. Он ходил «по лезвию ножа», как все большие поэты, которые «режут в кровь свои босые души». Поэт был предельно честен в своих песнях. Он писал о том, что волновало его, что будоражило души людей, заставлял по-другому взглянуть на жизнь. Стихотворение «Я не люблю» — это кредо поэта.

Воспевая сильных людей, поэт сам мужественно переносил равнодушие, точнее сказать, враждебность со стороны официальных органов. Его не приняли в Союз писателей, не разрешали записывать свои песни в студии «Мелодия». В письме министру культуры Демичеву он писал: «В городе космонавтов, в студенческих общежитиях, в академгородках и в любом рабочем поселке СССР звучат мои песни. Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность. Странно, что об этом забочусь я один...».

Он создавал произведения, стараясь примерить на себе характеры и судьбы совершенно разных людей, оказавшихся в разных жизненных ситуациях. Влезал в их проблемы и чувства и демонстрировал их в своих произведениях. Его всегда привлекали личности, которые находились в момент выбора, сложной ситуации, риска.

Как истинный поэт, обладая интуицией, он предчувствовал свой недолгий жизненный путь и боялся не успеть многое сделать. Эта мысль особенно пронзительно звучит в песне «Кони привередливые». Она была написана для фильма «Земля Санникова», в котором у Высоцкого вначале тоже была роль. Но… переиграли...

«Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и хулители, даже «гонители». В поэзии Высоцкого и того, и другого вдоволь», — писал Б. Окуджава.[/desc Сплетни и слухи вокруг имени Высоцкого витали всегда и очень вредили его репутации. Поэт по-разному реагировал на выпады недоброжелателей, пытался оправдаться, объяснить. Ничего не получалось, и он стал относиться к сплетням с юмором, а что творилось в его душе, можно только догадываться. «Нет меня, я покинул Расею» — подтверждение его тактики.

Особое место занимают в его творчестве полные юмора жанровые песни-сценки. Их персонажи чем-то напоминают «чудиков» В. Шукшина. Вспомним знаменитый «Разговор у телевизора». Удивительно метко схваченные эпизоды из жизни простых обывателей. их характеры, речь подчёркивают уникальность таланта поэта.

В. Высоцкий был достойным преемником традиций русской поэзии. Буйством страстей он напоминает С. Есенина. Сатирическими и юмористическими произведениями перекликается с В. Маяковским. Много общего и с гражданской лирикой Н. Некрасова, М. Лермонтова. Персонажи напоминают героев В. Шукшина.

Поэт понимал, что мог бы сделать в жизни намного больше. Философски относился к людскому отношению к поэзии и поэту. “У песен более счастливая судьба, чем у людей. И они могут жить долго. Если песни того стоят, они живут долго, в отличие от человека»,- писал он. «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт» — это горькое и ироничное предощущение своей короткой жизни.

Прошло уже несколько десятилетий как ушёл от нас Владимир Семёнович Высоцкий… Но имя его известно, песни его знают и поют. В этом бессмертие поэта.
25.07.20
1553
7 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Ответы

Ровно 40 лет назад В.Высоцкий ушёл из жизни…
25.07.20
Да… поэт… артист… и человек)(
25.07.20

25.07.20
Светлая память гениальному поэту!
Я всегда обожал Высоцкого и большинство песен знаю наизусть...
Марина Влади тоже классная!
25.07.20
Жил и жив для меня.
25.07.20
Снова прослушаю все записи  до одной, до последней. 
Аналогов нет и не будет.
Неделя  культуры высшей пробы)
25.07.20
Мне очень нравится. Талантливый человек.
26.07.20
изображение из вопросаизображение из вопроса
26.07.20
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store