Родители не доглядели 2 За пределами родительской власти - блог №2504834

Итак, есть фактор, находящийся за пределами родительской компетентности — внешняя среда: детсадовский друг Федя, растущий в семье алкоголиков, радостно делящийся с приятелем всеми деталями алкогольного образа жизни, или первоклассник Степа, таскающий у папы сигареты и от щедроты душевной угощающий одноклассника по дружбе, или приятель Илюша, которому родители на окончание 1 класса подарили крутой смартфон с безлимитным Интернетом, который теперь вместе с ним ест, спит, сидит на унитазе, за партой и катаясь на велосипеде – конечно, он будет делиться с другом и прикольными картинками, где «пися в писе» и успехами в достижении 9-го уровня крутой игры со зверским расчленением врагов…
изображение из вопроса
Теперь плавно переходим ко второму обстоятельству, упомянутому в первой публикации, которое редко учитывается при анализе семейной истории у зависимых пациентов. В теме зависимостей, приходится иметь дело со специфическими врожденными особенностями таких людей — наука подтверждает сейчас наследственные механизмы развития зависимости — в особенностях формирования нейромедиаторных систем, например. Специалисты, работающие с зависимыми — прекрасно видят, что в их семьях есть и другие дети — иногда двое, трое, которые вырастают без всякого интереса к наркотикам и не проявляют другого зависимого поведения.Почему, ведь условия воспитания одинаковые? Но ведь для нас не секрет, что различия, например, между мальчиками и девочками, сказываются даже на особенностях протекания беременности и уже буквально с первых дней жизни детей разного пола. Так почему мы отказываемся верить в то, что возможны не менее яркие различия между детьми одних и тех же родителей, не связанные с количеством хромосом, определяющих пол, а связанных с другими наследственными механизмами? Ведь женщины пока еще не воспроизводят клонированных человеческих существ, идентичных друг другу. Да, между родными людьми много схожего, но могут быть и огромные различия — не только видимые на глаз в цвете волос или в росте.

Существуют врожденные особенности формирования организма, таких его частей, как синтез и обмен нейромедиаторов, адренергической и дофаминергической систем, ферментных систем, участвующих в элиминации этилового спирта, неравномерность развития отдельных функциональных систем мозга. Это все вполне осязаемые материальные различия, которые сейчас могут быть выявлены при медико-генетическом исследовании, определяющем набор генетических особенностей, свойственных, наркомании или алкоголизму. Более того, «британские ученые» нашли ген гедонизма – условное название, конечно! (Приказы Минздрава требуют открытия во всех регионах специальных медико-генетических наркологических кабинетов для консультирования и родителей и зависимых)
изображение из вопроса
И нет, это вовсе – не дети алкоголиков или наркоманов, такого прямого механизма наследования не существует, иначе все было бы примитивно просто, но все сложнее и поэтому у совершенно здоровых родителей, которые произошли от своих здоровых родителей, может родиться ребенок, наделенный особым нейромедиаторным обменом. Есть еще вполне определяемые особенности – это врожденные или приобретенные в раннем периоде нарушения деятельности центральной нервной системы, так называемая минимальная мозговая дисфункция. Диагноза такого в МКБ-10 нет, поскольку такие нарушения проявляются довольно разнообразно – поведенческими паттернами – в виде гиперкинетического синдрома, замедлением или неравномерным развитием когнитивных функций и интеллекта, ранним сексуальным созреванием, нарушениями настроения и проблемами мотивации…

Пожалуй, эти персонажи можно найти в «Золотом Ключике»: это сам Буратино — неугомонный простак, который хочет все и сразу, Мальвина — не по годам развитая девочка, которая покрасила волосы в голубой, ушла от родителей, то есть от Карабаса и живет в лесу с верным, крепким и полностью подчиненным ее воле, Артемоном, печальный Пьеро, не способный на самостоятельные поступки. «Наркодилеры» тоже найдутся — Алиса и Базилио рыщут в поисках простаков, клюющих на их соблазнительные предложения. Это психические поведенческие нарушения, имеющие четкое неврологическое основание. Не всегда эта неврологическая основа легко выявляется и тогда приходится говорить о нарушениях развития той или иной стороны психической деятельности у ребенка, никак не связанных с условиями воспитания, а связанных с наличием не определяемых врожденных факторов. Пока не определяемых в силу недостаточных знаний и технических средств.

О том, каким образом влияют врожденные особенности на формирование зависимого поведения – может быть попозже. И с такими особенностями родители без привлечения специалистов просто не способны справиться по определению — именно потому, что они — родители. Невозможно ожидать, чтобы, имея сильнейшие внутрисемейные эмоциональные взаимосвязи, члены семьи могли бы настолько отрешиться от них и построить абсолютно грамотную психологическую линию поведения с особенным ребенком — это может быть организовано только при участии специалиста! Если психологи, психотерапевты, нередко – хирурги, онкологи и другие врачи — справедливо отказываются сами работать непосредственно со своими близкими родственниками, ввиду этих сильных эмоциональных связей, и привлекают постороннего специалиста из тех, кому доверяют больше всего, то что можно требовать от обычных родителей? Можно ли требовать от них эффективно справляться с воспитанием гиперактивного ребенка без привлечения психолога или ребенка с дистимическим расстройством, а тем более, если эти особенности имеют органические корни в неправильном формировании ЦНС?
изображение из вопроса
А если родители не справились и привели ребенка-токсикомана или зависимого от компьютерных игр на лечение – то что, мы будем обвинять их в некомпетентности? А это все равно, что эндокринолог будет встречать пациентку с ожирением словами «ну что ж Вы, милочка, так разожрались-то?» или реаниматор – больного с инфарктом – «ну что, добегался, начальничек? Надо вовремя на пенсию уходить!!!» Отличное начало для продуктивной работы!

Да, я так не говорю, вы так не говорите, никто так не говорит… Но тогда откуда столько стереотипных публикаций на тему «Роль семьи в происхождении наркомании» и так далее? Акцент на родительской роли, как ни крути, провоцирует у родителей детей с девиантным поведением, чувство вины, которое у них и так уже присутствует (!!!). Руководствуясь этим чувством вины, родители сами попадают в ловушку созависимого поведения, которое только углубляет проблему: это чувство не позволяет им говорить о проблеме, заставляет терпеть и раз за разом дублировать неэффективное поведение, уводит в сторону от профессиональной помощи, пугает разными мифическими последствиями обращения к специалистам. Так нуждаются ли эти несчастные родители еще в дополнительной порции горького чувства вины? (Есть подозрение, что как будто бы государство или общество вообще, таким образом, перекладывает свой груз ответственности=вины на родителей, снимает ответственность с себя – со своих властных структур и общественных институтов, включая СМИ, которые оказывают на деле огромное влияние на жизнь людей, на их мнение и поступки, но оказываются несостоятельными перед напором наркомании и других видов зависимого поведения)
изображение из вопроса
О чем эта публикация? Об отказе от однобокой тенденциозности, о множественности причин и условий формирования зависимостей, о выборе самой целесообразной и эффективной позиции в работе с зависимыми и созависимыми лицами.

Я думаю, значительно важнее не тратить время, силы и эмоциональную энергию, с которой у зависимых и так большие проблемы, на разборку его детского прошлого и взаимоотношений с родителями, а лучше сконцентрироваться на текущих, максимально актуальных задачах. Это отлично работает и в русле гештальт-подхода и когнитивно-поведенческой терапии. Первейшая задача — это работа с такими чувствами, как вина, обида, тревожность, с депрессивным компонентом и у зависимого и у его родственников, нарушающих семейные взаимоотношения и контакт с психологом или врачом, обязательно — с устоявшимися иррациональными убеждениями, с мифологией, буквально окутывающей созависимые семьи целым облаком нелепых, бессмысленных и вредных суждений. Некоторые из них, к сожалению, побуждаются общественным мнением, полуграмотными тенденциозными публикациями в СМИ – о чем мы тут и рассуждали. В головах несчастных созависимых родителей уныло носятся стереотипные мысли – «все — от семьи, где-то мы промахнулись», «говорят, не долюбили» или «очень боялась за него, а он такой слабенький родился», «зря я его тогда по щеке ударил, вся беда от этого пошла» или «нет, надо было ее выпороть и дома запереть», «не надо было на продленку оставлять» или «надо было на продленке оставлять, а не дома — все же под присмотром», «его девочка бросила, а я же, дура, ничего не знала!» или «его девочка бросила, а я, дура, лезла со своими советами»… Результат – жесточайшее чувство вины, депрессия, бездействие или хаотичные эмоциональные поступки. А ведь мы не обсудили, как же быть с теми наследственными и врожденными причинами – тут нужна не только психология, но и биологическая терапия и зачастую – организация специальной корректирующей среды. Пожалуй, придется продолжить эту тему дальше.

Опубликовано на сайте Суперпси хология superpsy.ru/roditeli-ne-doglyadeli-2/
Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Зависимости


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store