Общаться в чате

Реакция страха "бороться или бежать": эволюция формирования физиологического механизма реакции - блог №548174

Дорогие друзья, по вашим многочисленным просьбам, совершим увлекательное эволюционное путешествие к истокам формирования физиологического механизма реакции страха «бороться или бежать».

Итак. Миллионы лет назад,  на заре развития цивилизации, первобытный человек существовал в сложнейших и труднейших условиях борьбы за выживание.  И,  как вы понимаете,  для первобытного человека особую важность представляла быстрая и своевременная реакция на любую малейшую угрозу жизни и здоровью. Для выживания первобытного человека была важна  мгновенная реакция на угрозу, в том числе и ложную, чем недооценка им опасности и гибель.

Тревога, по своей сути, является страхом, сигнализирующим о возможной опасности и  вызывающей некую приспособительную  реакцию.  Страх, приобретенный первобытным человеком, в процессе горького опыта выживания и врожденный страх,  в  ходе эволюции сделали его универсальной, инстинктивной и необходимой для выживания,  нормальной реакцией, которая генетически встроилась в наш организм. Именно этот страх помогал человеку выжить, сохраниться, как вид, формируя инстинкт самосохранения. 

Сейчас мы с вами понимаем, если бы первобытный человек в момент опасности долго размышлял, то не факт, что он а) принял бы верное решение, или б) опасность не опередила его раздумья. Именно мудрая природа возложила заботу о безопасности человека на бессознательное его мозга, делая страх,  в минуты опасности (а это сильнейший стресс),  обоснованной защитной реакцией организма на нее.  Именно страх определял и рефлексировал в сознании человека, в минуты опасности,  только два действия: либо убегать от опасности,  либо начинать бороться с ней.  Эти два действия древнего человека стали, по своей сути,  универсальной реакцией  любого современного человека в минуты опасности: «бороться или бежать» Страх, стал универсальной реакцией, точно так же, как основные процессы организма (пищеварение, кровяное давление,  температура тела), контролируемой мозгом.  Именно отсюда у человека возникает ощущение, что страх — жуткий, животный, первобытный, приходит ниоткуда. Таков эволюционно-консервативный механизм  защитных реакций страха. 

изображение из вопроса

Как видите, эволюция формирования физиологического механизма реакции страха проста: 1. Мозг неверно  оценивает ситуацию. 2. Мгновенный и неосознанный выброс в организм стрессовых гормонов (адреналина) для включения  реакции страха. 3. Адреналин резко повышает кровяное давление, частоту седцебиения и дыхания.  4. Организм мгновенно меняет  модель  долгосрочной спокойной и ритмичной работы на краткосрочную и аварийную работу в экстремальных условиях, подготавливая вас к совершению серьезного мышечного усилия — «бороться или бежать»:

*ноги начинают дрожать, подготавливая вас к бегу (убежать)  

*руки начинают дрожать, подготавливая вас к возможной драке

*ладони и ступни потеют,  чтобы вы смогли покрепче ухватить и удержать противника

*зрачки сильно расширяются и пропускают больше света, чтобы вы смогли получить больше информации об окружающей обстановке

*возникают проблемы с пищеварением, потому что кровь перегоняется от живота к большим группам основных мышц, которые будут ее использоваться  до окончания критической ситуации: *появляются позывы к рвоте или к дефекации, потому что, по мнению вашего мудрого мозга:  а) при тошноте или испражнении вы становитесь, ну совсем не невкусным продуктом  для потенциального обеда)))  б) «пустым» вам будет легче убегать от опасности))) 

В следующей статье мы поговорим о причинах, пусковом щелчке и устранении тревог, страхов и паник в относительно безопасном современном мире. 

Продолжение следует…. 

Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Страхи и фобии


Комментарии

Лидия! Спасибо за столь подробное объяснение. В очередной раз все просто и понятно!

10.02.13

Да и призма восприятия определенного человека может провоцировать разные реакции на внешнее окружение. Возможно бегство от объективной опасности — одно из верных решений, НО, когда когда оно становится бегством от самого/мой себя — это уже проблема. 

Спасибо, Лидия, и вновь, важную тему подняли. 

10.02.13

Катюша и Сашуля, спасибо вам за оценку и добрые слова))) 

10.02.13

Хорошая статья. Дала ссылку девушке со страхом смерти. (Умер папа)

10.02.13

Лидия- большое спасибо за цикл статей о страхе. С удовольствием читаю эти статьи и благодарю Бога за то, что он подарил личную встречу с Вами. С уважением и любовью...

10.02.13

Ахахах:)) Мозг  и правда мудр:) Отличная статья, спасибо) Еще-бы бороться с этим научиться.

10.02.13
Замечательная статья, все по-настоящему, как есть))) интересно как контролировать страх и заставить служить себе. Жду продолжения с нетерпением)
10.02.13

Лидочка интересно… буду ждать продолжение… меня в принципе интересует как можно избавиться… от страхов… так сказать практика..

10.02.13

Буду ждать продолжения:)Спасибо за интересную тему!!!

11.02.13

Интересная статья! Спасибо, Лидия!

Но вот насчёт потения ладоней и ступней… Пожалуй, спорный вопрос… Зависит от условий и от противника. Если противник пушистый или одетый, то без разницы потные ладони или нет.  А если противник с гладкой кожей, то потные ладони скользят. И удирать, если поверхность гладкая, а ступни потные не очень удобно — подскользнуться можно. Это если рассматривать относительно современных условий. Так что, эта реакция, наверное, аттавизм. А остальные актуальны и сейчас. Есть-то, положим, никто никого не собирается, а вот лупить такое противно будет — это факт. 

11.02.13

Людмила, Анита, спасибо вам))

Ксения, Наташа и Надюша — спасибо, спасибо, спасибо)))  

Сеньорита  Гиацинта, вам отдельное спасибо)))))

Все ваши советы, замечания и пожелания будут приняты к сведению....

Большое вам спасибо)))

11.02.13

Оспасибо. Очень понравилась статья. Все подробно и доступным языком объяснено.

11.02.13

Здравствуйте Лидия, статья полезна будет тем кто думает и желает избавиться от страха совсем, страх нужен и полезен в определенной мере, «лечить» и избавляться нужно от повышенного уровня страха и страхов. Это конечно и так всем понятно, но статья ясно дает понять что решения (выбранная модель поведения) принятые в состоянии равнодушия или отчаянного бесстрашия тоже будут не верны и не на пользу, точно также как и принятые в испуганном состоянии. А многим кажется очень заманчивой цель избавиться от всех страхов полностью)

11.02.13

Статья не только со смыслом и объяснением доступным человеческим языком, но еще и с юмором, что особенно запомнилось, так это про потенциальный обед :)

11.02.13

Какая подробная и интересная статья!

11.02.13

Очень хорошая статья Лида. Хотя согласен с Сеньоритой Гиацинтой, что для хищника не важен был ни запах испражнений и не содержание рвотных масс. Потение нужно для того, чтобы не наступил переизбыток температуры тела при максимальных действиях, то есть при форсаже. А вот такие казусы, как испражнения, во время страха и рвота — это действия вегетативной системы направленные, на то, чтобы понизить порог страха. А если вернее отключить панику, то есть сигнализацию страха. Бывает, что человек испытывает оргазм и т д. Но хотелось бы добавить, что не только механизмы БЕГИ или СРАЖАЙСЯ, здесь внедрены на генитическом уровне. ЗАТАИСЬ — это тоже механизм и он предшествует бегу, или сражению, казалось бы, но как объяснить феномен, когда человек не бегит и не сражается, а его тело сковано каталепсией? Или когда закрывают глаза, чтобы не видеть и подставляют самые уязвимые места? И к тому же первая реакция всё же повернуться лицом к угрозе, чтобы её просканировать и отразить атаку, то есть защититься, а уже потом принимается решение бежать или сражаться. Ну, а по поводу того, что сказала Таня — человек просто не осознаёт, почему вопреки его желания и разума происходит такая реакция и хочет научиться управлять нею. А управлять ею можно только обгородившись приобретёнными рефлексами. То есть нужно создать такие рефлексы, которые помогают контролировать  инстинктивное поведение поведение. Чтобы человек не перегружал до немогу в форсаже свои рецепторы впитывая информацию и принимая решения, а пользовался некой моделью. Которых должно быть естественно несколько. Ибо защита от человека например одно, а защита от собаки, это другая модель поведения. Наверное загрузил уже Лида. Удачи в написании статей. С ув. Александр Пиденко.

11.02.13

Леночка, Танечка, Катюша, спасибо за отклики)))   Александр, спасибо за подсказку- буду знать, что в статьях нужно использовать юмор))) 

Саша, вам особое и огромное спасибо за поддержку и великолепные профессиональные  дополнения. Уверена, их по достоинству оценят и коллеги и клиенты.  Всегда важны и ценны советы от  такого серьезного и ответственного эксперта, как вы, особенно строго и ответственно относящегося ко всему, что касается вегетативки.))) 

Спасибо, друзья)))

12.02.13

Да, Лида, ты совершенно права. Я считаю. что вегетативная система это программа, которая управляет всем организмом. И если мы выпиваем таблетку, то просто вносим вирус в эту программу, заставляя программу выполнить те или иные действия. Но вирус есть вирус, он не только делает своё дело в положительном аспекте, но и разрушает программу и организм.

Но можно заставить вегетативную систему выполнять нужные действия и без вирусов. То есть использовать обратную связь на реакции. То есть умеючи мы можем управлять вегетативной системой и делать невозможное. Но для этого нужно остановить проклятие нашего ума, то есть все желания нашего мозга. Или просто хотя бы его приструнить, чтобы он не пытался обмануть вегетативку  а нашёл согласованные действия. В противном случае мозг пилит сук на котором сидит тело. И то знает, что будет!!! Вот я и стараюсь разъяснить беспокойным головам, что нужно не торопиться жить. Лучше сначала научиться.

С ув. Александр Пиденко. 

12.02.13

Хорошее разъяснение. Понятным и доступным языком написана статья! Огромное спасибо автору!!!

12.02.13

Да, разных людей разная реакция на опасность. Пугаются все по разному, кто-то начинает мельтешить, кто то наоборот впадает в ступор. Страх является самой быстродействующей эмоцией и научиться ею управлять — очень важно. Спасибо, Лидия, за поднятуютему. Жду продолжения.

12.02.13

Очень интересная статья! Спасибо, Лидия.

12.02.13

Саша, Женечка, Лика, Леночка, спасибо вам за коментарии и оценки))) 

14.02.13

Лида, вы снова подняли интересную тему. Вашу статью нужно давать читать мальчикам, которые уходят в агрессию, только для того, чтобы скрыть свой страх.

Как же объяснить тем «добрым помощникам», которые наставительно поучают мальчишек: «Мальчики не боятся», «мальчики не плачут».

Надеюсь, что посетители сайта читают статьи и теперь смогут объяснить доброхотам, что бояться  — нормально и в 50% надо бежать, а в 50% сражаться.

Осталось обсудить, когда надо бежать, а когда сражаться)))

Спасибо.

19.02.13

Аллочка, спасибо, милая, за ценный комментарий. Вы правы на 100%.

19.02.13

Интересная статья.Читала с удовольствием! Спасибо вам, Лидия!

19.02.13

Галина Владимировна, спасибо, милая, за оценку)))

19.02.13

Очень интересная и актуальная на сегодняшний день тема страхов. Тогда, когда в нашей повседневной жизни уже нет реальной опасности, угрожающей жизни, страх находит новые места приложения: страшно не вписаться в новый коллектив, страшно не оправдать ожиданий окружающих, страшно совершить ошибку… Страхи перелезли в новую сферу, в социальную. Теперь оказаться неодобряемым, лишиться любви, понимания окружающих приравнивается к смерти. И, увы, эти страхи формируются в детстве, во взаимоотношениях с самыми родными, любимыми людьми, с родителями. И как мне кажется, очень важным в работе со страхами является именно осознание причин их возникновения и проработка уже на уровне причин, а не только на уровне симптома, реакции. Хотя, безусловно, одно другого не исключает, а именно дополняет.

02.03.13
Lecit mojno etu boleznu 26 let lecus tolko net
04.12.15
К счастью, помочь при паническом и фобическом расстройствах можно, причем, в не зависимости от срока заболевания))) Например. Одна из моих клиентов, к слову по профессии врач-психиатр,  страдала паническими атаками 36 лет. Через три месяца лечения она избавилась не только от панических атак, но и от курения (зависимость) и аэрофобии)))
21.02.16
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store