Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у молодежи - блог №755362

Целью нашего эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи (а именно к алкогольной и наркотической зависимостям), составить программу профилактики употребления психоактивных веществ.

Также мы определили следующие задачи:

1.Подбор методов и методик исследования

2.Формирование исследовательской группы

3.Обработка полученных данных

4. Составление программы по профилактике аддиктивного поведения

Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования — опрос (тестирование).

Методы опытно-эмпирического исследованиястандартизированы.

Мы использовалиследующие методики (Приложение №1):

  1. Методика «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)
  2. Методика «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).

При исследовании мы использовали выборку малого объема (n=21): 13 юношей и 8 девушек.

1) Тест «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) предназначен для выявления употреблением алкоголя и наркотиков, склонности к химической зависимости в подростковой среде.

Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й — в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у подростка химической зависимости.

Уровни склонности к химической зависимости:

А) Не высокий (не выявлено) — риск зависимого поведения/склонность не выражена;

Б) Вероятность склонности — умеренно выраженный риск зависимого поведения

В) Высокая вероятность — высокая вероятность предрасположенности к зависимому поведению;

Г) Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости — подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

2) Тест «Склонность к зависимому поведению» предназначен для выявления склонности к алкогольной зависимости и наркозависимости.

Оценка результатов теста:

I. Прямые вопросы (баллы подсчитываются в соответствие с отмеченными испытуемым):«5»-5, «4»-4, «3»-3, «2»-2, «1»-1;

II. Обратные вопросы (баллы подсчитываются наоборот): «5»-1,«4»-2,«3»-3,«2»-4,«1»-5. (Обработке подвергаются лишь ответы на вопросы, отмеченные в Приложение №2, таблице 1. Ответы на иные вопросы не обрабатываются.)

Для оценки склонности к зависимому поведению баллы ответов на прямые и обратные вопросы суммируются по каждой шкале отдельно. Для оценки склонности к зависимости суммируются баллы, полученные за ответы на следующие вопросы (первый и второй столбцы). Они же используются для оценки склонности к наркозависимости. Склонность к алкогольной зависимости оценивается с использованием ответов на прямые и обратные вопросы, приведенные соответственно в третьем и четвертом столбцах (Приложение № 2, таблица 2).

Уровень склонности к зависимому поведению

А) Невысокие признаки (не выявленные) склонности — подросток не входит в группу риска.

Б) Признаки тенденции — выражены признаки склонности к зависимому поведению.

В) Признаки повышенной склонности — признаки предрасположенности, требуется повышенное внимание.

Г) Признаки высокой вероятности — подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

Сбор информации проходил прямым способом. Обработка полученных данных проходила вручную.

Перед исследованием было проведено информирование исследовательской группы, т.е. представлена информация, характеризующая аддиктивное поведение.

Для того чтобы сделать общение более неформальным и комфортным, познакомиться с группой и расположить участников группы к открытому общению, была проведена «Баранья голова». Каждый выбирал игровое имя, которым в течение данного занятия все должны были называть. Некоторые сразу же задали вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Кто-то придумал кличку. Кто-то видоизменил фамилию. После представления, мы приступили к исследованию данной группы на склонность к аддиктивному поведению.

Необходимо отметить, что общение проходило в спокойной атмосфере, на время исследования каждый в помещении занял удобное для себя место.

Также констатируем, что большая часть исследовательской группы сразу же вступила в контакт, видимо, остальной части помешало небольшое время нашего знакомства и пока еще малое доверие для бесед и откровенных разговоров.

В ходе знакомства с понятием «аддиктивное поведение» юноши и девушки проявили интерес, активно высказывали свою точку зрения, задавали интересующие их вопросы по данной тематике, но все же отметилось несколько человек, отвлекающих от процесса общении в начале нашей беседы демонстративным поведения, переключающим на них все внимание. Но по ходу данной беседы внимание постепенно было переведено в русло работы по теме, интерес исследовательской группы был очевиден.

Группе был также представлен план нашей дальнейшей совместной работы, основные мероприятия. Здесь также стоит отметить высокое внимание, с которым была выслушана данная информация. Последним организационным моментом перед исследованием стало знакомство с основными принципами групповой работы.

Наше исследование проходило в 2 этапа.

Перед началом опроса респондентам были объяснены цели и задачи опроса. Так как в группе присутствует слабослышащий, информация прозвучала четко и громко.

На первом этапе мы использовали методику «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков», направленную на выявление склонности к зависимому поведению и непосредственно выявление химической зависимости. В ходе опроса нескольким респондентам еще раз был разъяснен термин химической зависимости, уточнено, какие виды аддикций относятся к данной группе зависимостей. В процессе объяснения двумя опрашиваемыми были исправлены первоначальные ответы в связи с отнесением ими курения в группу химической зависимости и с положительным (первоначальным) ответом, относящих их к группе со склонностью к употреблению ПАВ.

На втором этапе исследования мы обратились к методике «Склонность к зависимому поведению», направленную на выявления склонности как зависимости в общем, так и в частности алкогольной зависимости и наркозависимости. Так как методика содержала большой объем вопросов, то к концу заполнения данного теста исследуемая группа устала. В ходе заполнения теста уточнялись некоторые вопросы, связанные с пояснением некоторых выражений, например таких как «попасть впросак». Также можно отметить усердие, с которым группа отвечала на вопросы. Например, многие не заметили звонка, продолжая отвечать на вопросы.

По окончанию опроса, мы приступили к анализу и интерпретации полученных данных.

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Проанализировав ответы респондентов по первой методике «Экспресс-диагностика химической зависимости», мы можем отметить, что более чем у половины опрашиваемых (11 респондентов из 21) склонность к зависимости невысокая, т.е. по результатам она не выявлена, но все же некоторые показатели близки по значению к склонности зависимого поведения (Приложение № 3, таблица 3).

Меньше чем у половины респондентов выявлена вероятность склонности к зависимому поведению, т.е. выделенных 8 опрашиваемых можно охарактеризовать как имеющих умеренно выраженный риск зависимого поведения. Т.е. вероятность начала употребления ПАВ может быть связана с искушением попробовать, отсутствует влияние ближайшего окружения, и строить работу в данном случае необходимо исходя из этих интересов.

Также следует отметить двух респондентов, имеющих высокий уровень склонности к зависимому поведению, что демонстрирует высокую вероятность предрасположенности данных опрашиваемых к употреблению ПАВ. Т.е. данные респонденты с большой вероятностью могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

У одного из опрашиваемых, с высоким риском к зависимому поведению, помимо склонности, выявлено подозрение на наличие химической зависимости, что говорит уже о вероятности присутствия самой зависимости и постановке на особый учет данного респондента.

 

Таблица 1

Уровень склонности к зависимому поведению

 Количество респондентов

Не высокий (не выявлено)

11

Вероятность склонности

8

Высокая вероятность

1

Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости

1

 

Следует отметить, что большинство опрашиваемых (9 человек) дало положительный ответ относительно вопроса употребления самим респондентом либо его близким родственником алкоголя и наркотиков, т.е. опасность для отвечающих исходит от ближайшего окружения.

Также один респондент отметил, что в его семье есть проблемы, связанные с употреблением алкоголя, что говорит о возрастающем для него риске начала употребления ПАВ, т.е. вырастает склонность к зависимостям.

2 респондента отметили, что употребляли наркотики или выпивали алкоголь, находясь в одиночестве, т.е. в данном случае необходимо работать с навыками преодолевающего поведения употребления ПАВ.

Рассматривая ответы респондентов на данный вопрос, также следует обратить внимание на исправления 2-х опрашиваемых, поменявших ответ с положительного на противоположный, что может говорить о вероятности первого ответа как основного и о большем количестве склонных к химической зависимости.

Также один опрашиваемый, у которого было выявлено подозрение на химическую зависимость, отметил, что выпивает алкоголь или употребляет наркотик для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или вписаться в компанию, что еще раз свидетельствует о существующей у данного респондента психологической и физической зависимости от ПАВ.

Проанализировав результаты данного опроса, можем заключить, что выявленные показатели свидетельствуют о склонностях к химической зависимости в данной группе респондентов.

Для подтверждения результатов данного исследования, мы переходим к анализу ответов респондентов следующей методики — «Склонность к зависимому поведению» (первичная обработка — Приложение №3, таблица 5).

Стоит отметить, что при оценке склонности к алкогольной и наркотической зависимостям, ответы респондентов были интерпретированы по признакам склонности и вероятности зависимого поведения.

Итак, мы выявили следующее (склонность к алкогольной зависимости):

− у 13 респондентов не было выявлено признаков склонности к зависимому поведению, хотя показатели нескольких респондентов с данным уровнем склонности к зависимому поведению незначительно отличаются от следующей группы респондентов (разница в баллах невелика, приближенна — 4 человека). Результаты данной группы говорят об отсутствии рисков по отношению к началу употребления ПАВ, в то же время необходимо в качестве профилактики информирование и закрепление навыков противостояния зависимостям;

− у 4-х присутствуют признаки тенденции употребления ПАВ, т.е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения. В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении алкоголя, увеличивающей риск возникновения зависимости;

− аналогично, т.е. четверо опрашиваемых — с признаками повышенной склонности к зависимому поведению, т.е. эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ. Мы можем отметить данную группу респондентов, как стремящихся попробовать, имеющих недостоверную информацию и неправильное представление о влиянии ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формирование навыков противостояния данному явлению;

− также отметим, что в рамках данного исследования (опроса «Склонность к зависимому поведению») самым высоким уровнем склонности к употреблению ПАВ не был отмечен ни один респондент — 0%. В данном случае следует отметить отсутствие самой зависимости и соответствующих рисках, которые бы имели место в случае употребления кем-либо из респондентов.

Таблица 2

 Уровень склонности к зависимому поведению

Количество респондентов

Наркотическая

Алкогольная

Невысокие признаки (не выявленные)

12

13

Признаки тенденции

2

4

Признаки повышенной склонности

6

4

Признаки высокой вероятности

1

0

 

Характеризуя склонность к наркотической зависимости, выделим следующее (данная шкала характеризует также склонность к зависимому поведению — в общем):

− как и в случае с алкогольной, склонность к наркотической зависимости не выявлена у большинства респондентов (12 респондентов — при выявлении наркотической зависимости), т.е. более половины опрашиваемых имеет малый по сравнению с другими респондентами риск к возникновению зависимости.

С данной группой работа по профилактике должна строиться на основе закреплении информации, собственной позиции по отношению к ПАВ;

− 2 респондента имеют признаки тенденции, т.е. выраженные признаки склонности к зависимому поведению; здесь следует отметить, что еще двое опрашиваемых имеют очень близкие данным показателям баллы (которые ранее были отнесены к невысокому уровню вероятности зависимого поведения).

В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении наркотических средств, увеличивающей риск возникновения зависимости;

− также отметим респондентов, имеющих признаки повышенной склонности к употреблению ПАВ — 6 опрашиваемых, признаки предрасположенности к зависимостям, требующих повышенного внимания. Т.е. в данном случае профилактика должна быть нацелена на выработку навыков противостояния, преодолевающего поведения при возникновении риска встреч с ПАВ;

− в отличие от алкогольной зависимости, при выявлении которой ни один респондент не был отмечен с признаком высокой вероятности к зависимому поведению, при выявлении наркотической — 1 респондент.

Данный респондент находится в группе риска, так как вероятность возникновения наркотической болезни высока. Здесь необходимо работать с зависимостью данного респондента, если она имеет место, поставить в известность специалистов, способных принять определенные действия в отношении к данной ситуации.

Так как этот раздел (вероятность возникновения наркотической зависимости) характеризует склонность к зависимости вообще, мы можем сделать вывод о наличии склонности к аддиктивному поведению, в частности употреблению ПАВ (с учетом признаков тенденций, повышенной склонности, высокой вероятности — 9 респондентов). Еще раз отметим выявленные у респондентов пограничные тенденции (2 респондента — между невысоким признаком склонности и признаками тенденции), относящиеся также к группам риска в связи с вероятностью развития зависимого поведения.

— у одних респондентов наблюдается полное совпадение уровней склонности как к алкогольной, так и наркотической зависимостям: 11 респондентов, среди них 9 опрашиваемых с невысоким уровнем склонностей к алкогольной и наркотической зависимостям — полное отсутствие зависимости;

2-е респондентов — с повышенными склонностями к зависимостям — полное совпадение параметров наличия склонности к данным зависимостям.

— у других отмечается незначительное колебание уровня склонностей по данному признаку (разделение на алкогольную и наркотическую зависимости):

а) у 2-х опрашиваемых наблюдается незначительное рассогласование в склонностях к разным зависимостям (между признаками тенденции — в одной, и признаками повышенной склонности — в другой); также как и незначительное — между невысоким признаком к склонности и признаками тенденции (3 респондента)

Т.е. рассогласование в данных случаях незначительное: при наличии склонности к одной из зависимости, склонность к другой также присутствует и при тенденции к склонности и невысоким уровнем склонности у одних и тех же респондентов.

б) у 4-х респондентов отмечается колебание между невысоким признаками и признаками повышенной склонности в шкалах разных зависимостей; также склонности к разным зависимостям у 1 респондента между признаками тенденции и высокой вероятности.

Здесь мы видим большую разрозненность в ответах респондентов, что ставит под сомнение достоверность данных в связи с такой разницей в ответах.

Таким образом, 10 из 21 (практически половина) респондентов имеет склонность к аддиктивному поведению, также выявлена группа респондентов, характеризующихся пограничным к склонности положении, учитывая к тому же возрастные особенности, и в связи с этим вероятность появления склонностей у тех, кого в данном исследовании они не были выявлены, мы можем заключить, что мы достигли цели нашего исследования: выявили склонность к аддиктивному поведению у молодежи.

Также отметим, что у большинства респондентов (18 человек) наблюдается совпадение уровней склонности, как к алкогольной, так и наркотической зависимостям, т.е. 9 респондентов отмечены полным совпадением в невысоком уровне склонности (отсутствии склонности) к наркотической и алкогольной зависимостям. 9 респондентов имеют совпадения по выявленным уровням склонности к алкогольной и наркотической зависимостям.

Т.е. мы можем сделать вывод о склонности учащейся молодежи к аддиктивному поведению, характеризующейся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

В связи с этим актуальным является разработка и проведение профилактических работ среди учащейся молодежи.

По результатам исследования была составлена программа профилактики аддиктивного поведения (в частности, профилактика употребления ПАВ), включающая подробное описание занятий, использующая различные методы групповой работы, направленная на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.  Результативность  поведения такой  4  дневной  программы,  мы  попытались  проанализировать с  помощью  опросника  УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд,  до  начала  проведения  программы  и на с ледующий  день  после  окончания  цикла.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Кашаев Максим Владимирович

Действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации РПА. Благодарность главного нарколога области 2012 год Грамота Министра здравоохранения нижегородской области 2013 год
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Зависимости


Комментарии

Максим Владимирович, я с интересом прочитала. Но, лично меня не впечатлила ваша выборка. При таком обьёме выборки, сложно говорить о достоверности результатов. А именно, сложно соотнести полученные данные с генеральной совокупностью. А также не написано, по каким критериям осуществлялась выборка, была ли она случайной, систематической или другое. В остальном интересно. Плюс.

14.09.13

Цель  исследования  была  вторичной, я  с   вами  согласен,  что на  фоне  всего  этого  можно  было  сделать  хорошую  статью. Первично  было  то,  что  это  проводилось  в  детском  лагере  был  выездной  цикл  по  профилактике  употребления  ПАВ,  это  скорее  мои  тиакие  сумбурные  записи,  хотя  статья  больше я не  всю  её  опубликовал,  потому  что я  вообще  впервые  занимался  первичной  профилактикой,  я  в занимаюсь  уже  третичной  в  стационаре.  А  выборка  такая,  потом,  что на  такие  исследование  несовершеннолетник  мы  имеем  право  брать  только  с  согласия  родителей  и  самих  респондентов,  т.е. детей.  и  естествненно  желающих  мало. ЭТО  САМЫЕ  СМЕЛЫЕ!

15.09.13

Максим Владимирович, очень похвально, что вы занимаетесь исследовательской деятельностью, работая в области наркологии, если я правильно поняла. Я тоже считаю, что профилактика очень важна.

Я знаете почему написала про выборку, многие проводят эмпирическое исследование, опрашивают, например 10 человек, а результаты публикуют на 50 человек. Если выборка и результаты реальные, большой вам респект. Успехов вам в трудовой и научной деятельности.

15.09.13
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store