Подготовка к Рождеству ( в центре Украины ).
К Рождеству готовились с осени. С поры жатв хранили обжиночный дидух, в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.), и отбирали мягкое сено. К праздникам завершали всю важную работу по хозяйству и тщательным убирали в домах – выбеливали помещение, разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки,
5 января большая часть населения ехала в маленький город Шпола на ярмарку, где покупалась обновка (новая одежда ) для всех членов семьи, покупали новую посуду ( горшки, кочерги, макитры, макогоны ).
Из домашнего воска делали свечи, приговаривали специальные молитвы – заговоры:
«Пчелки трудились, пыльцу собирали, медом меня угощали, на зиму спрятали меда себе, а воск мне дали. Из воска 7 свечей слеплю, водой святой окроплю, в хате поставлю, чтоб в Рождество было светлои нечесть не пристовала .»
В подготовке к Рождеству принимали участие все и дети, и старики. Бабушка, деря перо на подушки, учили меня и моего брата, как колядовать, щедровать и засевать.
Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. И самое интересное, когда избирали своего главного атамана. Всегда было несколько желающих отстоять свое право быть атаманом. Устраивался целый турнир – кто быстрее наберет из колодца воды в кадушку и кто дальше пронесет ее на плечах; соремнование кто сильнее в руках – кто чью руку положит на стол; кулачный бой между оставшимися двумя парнями и решал кто будет атаман. Атаман назначал побажальников (тот, кто будет желать), казначея, михоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнители.
В канун Рождества – 6 января ( день Вилия) еще на рассвете дедушка ( хозяин ) и бабушка ( хозяйка ) готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого дедушка по особенному ложил в печи дрова ( крестом ), мне оказывали большую честь помогать ему и я чувствовал себя взрослым – хозяином. Дрова зажигал дедушка „живым огнем" ( огнивом). В Вилию, в канун Святой Вечери, не ходили в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все были дома вместе .
Для кутьи бралась с вечера потолченная в ступке ( она у меня теперь реликвия ) и моченая пшеница, а также „непочатая" вода (вода, набранная до восхода солнца ) которую, считали, освятил ночью сам бог солнца, к сваренной пшенице добавляли мед, грецкии орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе. Узвар готовила из « непочатой » воды и сухофруктов.
Божью еду вынималась до восхода. Я сидел на крыльце, следил, что бы не прозевать начало восхода солнца и мечтал о своем. В 2года о маленьком тракторе, в 5 – о белазе, в 15 – о мотоцикле, в 17 – 0 байке… Сегодня я мечтал, сидя на крыльце уже своего дома о Мире во всей Вселенной.
Кныш, вынимала бабушка из печи „до света", а в печь сажала калачи с маком и постные пирожки. Кныш выпекала, замешивая его как обычный хлеб, и клала сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков.
На « непочатой» воде и в новом горшке бабушка готовила блюда, всего должно быть 112 постных блюд :
1.кутья,
2. узвар ( коимпот из сухофруктов из своего сада ),
3. голубцы ( из пшенв игрибов ),
4. постный борщ ( фасоль, грибы и т.д. ),
5. пампушки ( из персного дрожжевого теста ),
6. чесночная подлива ( растолченный чеснок, посное, вода « непочатая », соль ),
7. винегрет,
8. жареная быта ( вываливать в муке ),
9. Рождественский салат ( картофель, горошек консервированный, соленый огурец, посное домашнее ),
10. Вареники ( с вишнями, капустой, картошкой, маком ).
11. Квашеная капуста,
12. Домашний хлеб.
С первым лучом солнца дедушка открывал домашние двери, сарай, погреб и ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным маком ( недоспевший мак ) осыпал курочек, собачек и кошечек, чтобы отвернуть злую силу и болезни от них.
После этого вносилдедушка в дом „Святки". Он, неся в правой руке непочатую воду, брал за руку меня (я старший), своей левой рукой, и шел со мной ( у меня в руках 3 колоска ) в сарай, где Там уж стоял Рай- дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали вместе молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье… Пошлите еще лучше в этом году!"
Потом я брал — Рай-дидуха, дедушка сено и несли к хате, где бабушка нас встречала с кнышом и зажженной свечой. Затем все вместе устанавливали Дидуха на покуте. Покут это угол в хате, нахлдится по диагонале от печи, где сходятся краями 2 лавки, и место возле него –это святое почетное месть в хате. В по́куте нахо это канун Рождества В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. дятся — иконы, Библия, свечки, стол (хатний престол), где т и продовиться трапеза.
Пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу ( даже веник выносила бубушка ), кроме ухода за животными. Святым вечер это ужин 6.01, 7.01 и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В это время нужно праздновать и не работать.
Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души предков-покровителей рода и дома.
Бабушка поверх сена на столе стелила первую скатерку для добрых душ, а по краям ложила чеснок, застилали вторую скатерть – для людей. Посреди стола дедушка ставил для духов кныш, а бабушка каравай, в который вставляли свечу.
Я кутью, а брат узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Кутью накрывали кнышом, узвар – караваем и, похозяйничав и живностью, ожидали наступления сумраков. Мы с брата бегали по двору и следили за небом, а когда появлялись звезды забегали в хату и сообщали, что звезды появились.
С этого момента начиналась Святая Вечеря.
Рекомендуем личную консультацию | |
Союзник |
Ясновидящий. Экстрасенс. Парапсихолог. Провожу диагностику, предсказания, определение причин проблем. . Снимаю негативные программы, порчу, приворот, сглаз, переброс, проклятия… Магия - денежная, любовная, удачи, счастья. Обряды - на любовь, берем Узнать подробнее
Ясновидящий. Экстрасенс. Парапсихолог. Провожу диагностику, предсказания, определение причин проблем. . Снимаю негативные программы, порчу, приворот, сглаз, переброс, проклятия… Магия - денежная, любовная, удачи, счастья. Обряды - на любовь, беременность, брак, здоровье. Поставлю защиту. Свернуть
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||||
Похожие блоги |