Дочь 11 лет, часто чем-то недовольна. - вопрос №1442726

Дочь 11 лет, часто чем-то недовольна. Встаем в школу неохотно.

Музыка, радио, будильник, слова «пора вставить» и «в школу» раздражают. Просыпается уже не довольная, резко реагирует на замечания, завтрак принимает как должное. После такого утра и мама злая. Какие действия родителей? Как настроить человека на позитив?

Со школы приходит часто жалуется, что она злая, хочется накричать, со злостью швырнуть вещь. Как снять эту агрессию?

Перерекается с родителями, на замечания шипит, кричит, что берет пример с родителей, разговоры наездами друг на друга. Как строить разговор? Терпение не безгранично, хочется наказать. Нужно ли и как?

Лучший ответ по мнению автора

Дочь вступает в один из самых сложных возрастных этапов — подростковый. В этом возрасте у ребёнка закрепляются устойчивые черты характера, формы поведения, стабилизируются свойства нервной системы, заключающиеся в том, чтобы определённым образом реагировать на окружающий мир, события, людей. Наиболее значимыми начинают становиться оценочные суждения сверстников, посторонних людей, ярко начинает проявляться ориентированность всей жизни и её зависимость от социума, признаётся и реализуется ребёнком только социально одобряемое этой группой поведение, идёт перестроение своих мотивов, идеалов, поступков, суждений под норму группы. Семейные традиции отходят на второй план, при явном дисбалансе требований семьи и референтной (значимой для ребёнка) группы возникают отклонения в поведении, переживания невозможности согласовать его так, чтобы быть хорошим в обоих случаях есть даже угроза невротических проявлений. Родители же в этом возрастном промежутке стараются усилить контроль и давление, продолжая выдвигать свои требования в подчинении ребёнка привычному образу жизни. Скажу Вам, как специалист, проработавший с детьми и родителями не один год, и знающий психологические особенности детского возраста, что самая главная причина поведения ребёнка — обрести уверенность в том, что он хороший, безусловно любим, важен, ценен и принимаем значимыми взрослыми, в первую очередь — родителями. В данном случае, с мироощущением девочки не всё в порядке и в своей ценности она не уверена. Всё происходит подсознательно, все поведенческие проявления совершенно не осознаются, просто каждый ребёнок в силу особенностей характера и темперамента выбирает для себя интуитивно способ привлечения к себе внимания родителей, зачастую не самый социально одобряемый. Но дети-это продукт нашего воспитания, не они, а мы сами делаем их именно такими, какими они являются. Ваша главная задача сейчас, как мамы, дать дочери понять, что она так и осталась для Вас самым любимым человеком. Она должна абсолютно точно знать, что родители её любят безусловно, безоговорочно, безотносительно к её поведению, поступкам, внешности, ошибкам, что она всегда для них ценна, важна, её принимают, понимают, поддержат всегда. Вот это сейчас и внушайте ребёнку, не только словами, но и поведением, поступками, решениями по отношению к нему. Разговаривайте не только об учёбе, спрашивайте её мнение обо всём, сами делитесь своими проблемами, опытом, интересуйтесь жизнью, а не только учёбой-это позволит стать эмоционально ближе с дочерью, сделать отношения открытыми и искренними, выяснить постепенно что её беспокоит. Обвинения, угрозы, упрёки, наказания, призывы к совести ничего хорошего не дадут, кроме обратной реакции негативизма, враждебности, закрытости. Только терпением, любовью, спокойствием можно достичь желаемых результатов. Она должна чувствовать свою включённость в семью-пусть участвует в обсуждении всех семейных вопросов. Вы можете поручать ей доступные дела и хвалить за их выполнение. Хвалите за достижения, пусть даже самые малые, это поднимает самооценку, уверенность в себе, и положительно влияет на мотивацию, в том числе и учебную. Не сравнивайте дочь с другими, особенно вслух и не в её пользу-это сформирует низкую самооценку. Относитесь уже сейчас к ней уважительно, предлагайте делать выбор там, где только возможно-так Вы воспитываете чувство значимости, уверенности, собственного достоинства, чтобы ей не хотелось каждый день за него сражаться и самоутверждаться. Конечно дети должны понимать, что вся ответственность за учебный процесс лежит на них самих, никто не станет вместо них учиться и решать их проблемы, учёба-это сейчас основная деятельность, как работа, объясняйте это, приводите примеры —  может быть мама/папа тоже не всегда хочет идти на работу, обрисуйте ситуацию, объясните, что случится, если Вы откажетесь работать или будете это делать некачественно. Но самое важное сейчас — добиться искренности в отношениях, над этим стоит потрудиться, это может занять какой-то временной отрезок, перестроение Ваших внутренних убеждений, поведения, но поможет избежать многих подростковых и юношеских проблем. Чаще говорите дочери, что любите её, хвалите за то хорошее, что в ней есть, уделяйте внимание, ведь самая главная причина, по которой подростки (да и многие взрослые) утрачивают смысл жизни — чувство одиночества, внутреннего, душевного. При этом совершенно не важно наличие людей рядом. Ребёнок просто перестаёт ощущать себя любимым и нужным этим самым людям — родителям, друзьям, конкретному человеку (подумайте в этом направлении-может ей кто-то сильно нравится). Причин для раздражения от школы и нежелания учиться так же может быть множество. Девочка может испытывать дискомфорт в школе, стыдиться признаться в его причине ( негативное отношение конкретного человека, ссоры с детьми, педагогами, страх неудач, непонимание материала, неуверенность в соответствии своего внешнего вида общепринятым стандартам,  отсутствие «статусных» вещей, событие, приведшее к оскорблениям и насмешкам...), уставать из-за особенностей функционирования её нервной системы, больших дополнительных нагрузок. Вы должны вместе с педагогами и психологом выяснить причину, устранить её-это их прямая обязанность, их компетенция. Скорее всего им придётся работать не столько с ребёнком, сколько с коллективом. Впадать в истерику, агрессивно реагировать  дети могут из-за бессилия что-то изменить в отношении к себе, ревности к братьям и сёстрам, близким людям — подумайте, может что-то в Вашем поведении Вы не замечаете. Каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему. Но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Ваша дочь, видимо, очень сильно переживает внутренний дискомфорт. Её эмоциональная сфера так борется с нагрузкой, не позволяет получать ещё больше информации, просто охраняет себя таким образом от перегрузки — вспышками агрессии, сбрасывая лишнее куда попало (агрессия является изначально присущим каждому человеку свойством, как внутренняя энергия, она позволяет защитить себя, своё мнение, иногда и жизнь, помогает занять своё место в мире). Это очень краткий ответ. За подробными рекомендациями обращайтесь в чат-помогу, есть опыт. Удачи, взаимопонимания, мудрости и терпения. За оценку ответа буду благодарна.
07.04.15
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Ваша дочь явно испытывает те же чувства, что и Вы: недовольство, раздражение, злость. Школой тяготится. Поэтому и негативная реакция с самого утра, агрессия после школы и в разговоре с Вами. Наказания не помогут, необходимо понять причину такого состояния. Чем именно для нее тягостна школа, какие отношения с одноклассниками и учителями, успевает ли по предметам, чем вообще живет Ваш ребенок. Узнавать подробности нужно аккуратно, без нажима, т.к. дочка уже большая и, похоже, склонна отстаивать право на свое личное пространство.

Возможно, смена акцента с Вашего недовольства на искренний интерес ее жизнью изменит ситуацию к лучшему. Важен контакт. Может быть, наладить общение будет сложнее, если доверие утрачено. Предподростковый возраст также может осложнить задачу. Если эти методы не помогут, можно обратиться к детскому психологу для консультации, чтобы не обострить ситуацию. 

07.04.15
Здравствуйте. кричит, что берет пример с родителей, разговоры наездами друг на друга. Это и есть ответ на вопрос. Зачастую дети копируют поведение и форму взаимоотношений присущих в семье в целом. А потому, стоит обратить внимание на то, какая атмосфера в семье в целом, начать с этого, разговаривать с дочерью, и интересоваться ею. А сами лишь наказания могут усугубить ситуацию.
07.04.15

Ольга Мараева

Сейчас на сайте
Читать ответы

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
5 ответов
28.02.11
Вопрос задан анонимно
7 ответов
27.03.11
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store