добрый день, ребенок 4 года, 10 дней назад появились повторяющиеся движения - открывает рот и резко натягивает губы на зубы и делает несколько... - вопрос №1505661

коротких вдохов-выдохов. И так до нескольких гримас в мин. Когда, например, увлечена рисованием — не делает, или делает редко. Здоровый ре с нормальным развитием, что это может быть? за 3 дня до этого активно возобновили развивающ.занятия (через 3 дня после появления «этого» — занятия прервали), есть еще небольшой вопрос с аденоидами… помогите, пожалуйста, понять?

Ответы

Таким образом Ваш ребёнок пытается сбалансировать свою нервную систему, снять напряжение, тревожность, успокоиться,  В любом случае ребёнка что-то сильно беспокоит и его организм выбрал в качестве способа справиться с проблемой повторяющиеся, носящие навязчивый характер, движения (они могут локализоваться в теле, но часто в области лица, сопровождаться звуками). Это его форма отражения окружающей действительности, способ достичь равновесия, эмоциональной разрядки, саморегуляции, так его эмоциональная сфера борется с нагрузкой. Таким именно способом  он справляется с самим собой, действуя интуитивно. Многое зависит от подкрепления или реакций значимых взрослых, т.к. дети — это «продукт» нашего воспитания, не они, а мы сами своими воспитательными воздействиями, поведением делаем их именно такими, какими они являются. Не концентрируйте внимание ребёнка на этих проявлениях, так Вы вызовите ещё более сильную тревожность, желание ребёнка контролировать себя, чтобы Вам не было заметно его действий, что в результате приведёт к ухудшению состояния. Замечу, что вцелом, самая главная причина, обусловливающая поведение любого ребёнка — обрести уверенность в том, что он хороший, безусловно любим, важен, ценен и принимаем значимыми взрослыми, в первую очередь — родителями. По каким-то причинам Ваш ощущает дефицит проявляемого к нему внимания, не уверен в том, что он любим и важен для родителей, он так чувствует, подумайте над этим. Для нормального развития ребёнок должен абсолютно точно знать, что родители его любят безусловно, безоговорочно, безотносительно к его поведению, поступкам, внешности, ошибкам, что он всегда для них ценен, важен, его принимают, понимают, поддержат, пожалеют и утешат всегда. Вот это сейчас и внушайте ребёнку, не только словами, но и поведением, поступками, решениями по отношению к нему. Вы пишете, что за 3 дня до появления симптомов были возобновлены развивающие занятия. Есть вероятность, что именно они и спровоцировали данное нарушение, стали пусковым моментом, фактором, вызвавшим защитный механизм психики в виде повторяющихся движений. Но не зная полностью всех особенностей развития ребёнка, семейной ситуации, круга общения и стиля взаимодействия со значимыми взрослыми, детьми, других диагностических признаков, сложно ответить на Ваш вопрос однозначно. Проанализируйте сами такие моменты, как, например, виды стимулирования, используемые Вами в развивающих занятиях и в повседневной жизни ребёнка. Возможно он — очень тонко чувствующий, впечатлительный человек, эмоциональная сфера которого отмечает малейшее отклонение от привычного ритма. Для него даже незначительное действие, слово, замечание Ваше или других людей может стать психотравмирующим фактором. Вы можете использовать его чувствительность, определив склонности к творческому самовыражению, допустим, рисованию, пению, танцам, музыке, лепке и двигаться вместе с ребёнком в выбранном направлении, уверена, что в нём есть масса задатков, талантов. Это поможет отвлечь его, переключить с внутренних переживаний относительно своего эмоционального состояния на внешние источники получения этих эмоций, положительных в основном, послужит развитию иных способов саморегуляции. Он очень ориентирован на оценочные суждения, опасается не столько наказаний, сколько самого факта несоответствия чьим-то требованиям, непризнания со стороны того, что он — очень хороший. Тогда строгость — не Ваш способ воспитания, его просто нельзя применять к таким детям. Здесь нужен подход именно через эмоциональную сферу, поощрениями, похвалой за достижения. Только терпением, любовью, спокойствием, собственным положительным примером  можно достичь желаемых результатов. Основная деятельность детей в этом возрасте — игра, её и используйте для прививания навыков, умений, развития познавательных способностей. Не сравнивайте его с другими детьми, особенно вслух и не в его пользу-это сформирует низкую самооценку. Относитесь уже сейчас к нему уважительно, предлагайте делать выбор там, где только возможно, хотя бы из двух вариантов — так Вы воспитываете чувство значимости, уверенности, собственного достоинства, чтобы ему не хотелось каждый день за него сражаться и самоутверждаться. Вы можете поручать ему доступные дела и хвалить за их выполнение. Хвалите за достижения, пусть даже самые малые, это поднимает самооценку, уверенность в себе, и положительно влияет на мотивацию поведения. Каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему. Но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Чаще говорите ребёнку, что любите его, хвалите за то хорошее, что в нем есть, уделяйте внимание. Следите за содержанием информации, которую усваивает мальчик из всех источников, ограничивайте просмотр сцен агрессивного содержания. И вообще пусть поменьше смотрит телевизор. Доброе и позитивное отношение к миру можете развивать и Вы сами, особенно если будете читать ему сказки, объяснять поступки героев, ставить аудиосказки (не мультфильмы и не видео), приятную музыку, в любом случае на него это повлияет положительно, будет способствовать успокоению нервов, а следовательно и снижать вероятность невротических проявлений. Избегайте физических наказаний, ведь так Вы проявляете неуважение к его личности. И помните, что дома для ребёнка должна быть максимально комфортная, спокойная и безопасная атмосфера. Не пытайтесь бороться с ребёнком, постарайтесь как можно реже говорить слово «нет», поменьше ограничивать, лучше всё объяснять и организовать жизнь так, чтобы не нужно было отказывать и запрещать, ведь ребёнок сейчас активно познаёт мир и определяет своё место в нём. Если состояние ребёнка будет ухудшаться, обязательно обратитесь к врачу, он поможет Вам решить проблему медикаментозными и физиотерапевтическими методами. Рекомендации общие, можем вместе определить пути решения Вашей ситуации, пообщавшись в чате, это намного эффективнее. Обращайтесь, всегда помогу, подскажу, разъясню, есть опыт. Удачи Вам, мудрости и терпения. За оценку ответа буду благодарна
28.05.15
Добрый день!
Я рекомендую вам обратиться к неврологу с целью исключения (или подтверждения) невроза навязчивых движений. А так же к психологу, для того, чтобы проанализировать атмосферу в семье, в которой растет ребенок (что могло вызвать у него тревожность и страх?)
Навязчивые движения (и невроз) — ситуация не критичная, это скорее адаптивных механизм, который ребенок перерастает. Возможно, это невыраженные эмоции. НС можно поддержать успокаивающими средствами (негормональными) и нормализовать обстановку вокруг. Важным моментов сейчас является сон ребенка и сам период засыпания. Клиническими исследованиями установлено, что большинство неврозов формируются в темное время суток. Потому засыпать ребенок должен зная, что дома все хорошо, что его любят, что никаких опасных и тревожных ситуация для его нет. 
Как вариант можно использовать сказкотерапию, рисуночную терапию или песочную. Суть в том, чтобы проработать с девочкой те ситуации, которые представляют для нее трудности, тем или иным образом проиграть их, обсудить их.
Что касается аденоидов, то сейчас это лечится нехирургическими средствами, и тут важно найти хорошего ЛОРа. Это самостоятельное заболевание, но оно может вызывать различные непроисзвольные движения у ребенка, как то, похрюкивание, посапывание, храп… связанные с дыханием (!). Более компетентно вам расскажет врач-отоларинголог. Исходя их своего личного опыта могу сказать, про аденоидах хорошо помогает лечение лазером (если есть такая возможность).
С уважением, МГ!
28.05.15

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
17 ответов
10.03.24
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store