Здравствуйте! Живу в маленьком городе, посещение 2 имеющихся у нас психологов не только ничем не помогло, а даже ничего не разъяснило. Ситуация у - вопрос №1893884

нас такая: Моей дочери Аглае сейчас 4,2 и она ни с кем не разговаривает. То есть она может говорить и очень даже хорошо, но говорит только с ближайшими членами семьи (5 человек нас). С самого маленького возраста, месяцев с 7, она категорически не шла к чужим на руки, не давала посюсюкать с собой. Я не настаивала, никогда даже не думала её за это ругать, казалось бы, ну что тут плохого? После 2 лет Аглая начала сильно волноваться за свои игрушки и стало просто невозможно гулять среди других детей. Она со слезами хватала всё своё добро, как только в песочницу заходил другой ребёнок и мы уходили в другую. До сих пор она своего практически не даёт, чужого ей не надо. В 2 с половиной мы пошли на занятия для малышей, как для подготовки к саду. Ходила с удовольствием, но первое время буквально шарахалась от всех, но через месяц-другой более менее расслабилась, правда, сейчас тоже она старается ни с кем не столкнуться, чтоб её никто не тронул, за ручки не берётся.Я думала, ну характер такой, мы с её папой тоже не самые общительные в мире… Почти в 3 мы пошли в сад. Поначалу всё было более-менее, шла без истерик, просто с грустным видом. Я могла с ней договориться даже касательно садика. НО в саду ребёнок ни с кем не говорил, не отвечал на элементные вопросы. К ней обращались, как к стенке, реакции не было вообще. Со временем Аглая перестала там делать задания, рисовать, клеить, дома перестала слушать книжки, хотя всегда очень любила, забыла многое, что знала. В конце концов, после того, как она 2 раза в саду уписялась, 1 раз прям в столовой, я решила, что пора из сада нам уходить, наше?? соц иализации он не помогает. Вот всю зиму мы сидим дома. Иногда встречаемся во дворе с её подружками. Да, у Аглаи есть 3 подружки. С ними она тоже не говорит, ни привет, ни пока, ни да, ни нет. Я как переводчик — дети спрашивают у меня:«Аглая будет кататься на карусели», я говорю дочери:" Лиза спрашивает, ты будешь кататься на карусели?", Она МНЕ отвечает да или нет. С этими подружками она может поиграть, побегать, причём, желательно, чтоб и я бегала, скучает по ним, но не говорит. Садиковский психолог говорила, что это первый такой случай в её практике, хотя она женщина не молодая. Другой психолого, к которому мы обращались, сказала :«Честно говоря, кажется, что всё нормально, но сходите к психиатру». Вычитала я в интернете про селективный мутизм, очень мне показались знакомыми его симптомы, спросила я у наших психологов, что они об это думают, так они даже не поняли что это такое! Вот так в общих чертах. Развитие у нас нормальное: речь, логика, память. Но вот что делать с общением? Начинаю волноваться всё сильнее, ведь все дочкины сверстники уже отлично взаимодействуют друг с другом, да и о школе уже задумываюсь… Очень надеюсь на Ваш совет!

Ответы

Здравствуйте, Анастасия.
Чтобы диагностировать селективный мутизм или опровершнуть ваши предположения, нужно иметь значительно больше информации обо всем, что касается ребенка и главное — важно видеть, как девочка реагирует в тех, или иных ситуациях.
В он-лайн режиме, подобное невозможно. Поэтому, я могу только посоветовать вам не медля искать специалиста.  Вам могут помочь в этой ситуации педагог-дефектолог, детский невропатолог или детский психиатр. Для начала, вы можете поискать их в сети. Возможно, вам предложат сделать видеозаписи и по ним удастся прояснить, что именно происходит с вашим ребенком. И только после этого, когда будут ясны проблемные точки развития, нужно будет подключать психолога для психокоррекционных мероприятий.

А пока будут искаться специалисты, старайтесь по-немногу, по крохе уходить от роли *переводчика". Оставаясь в ней и дальше, вы рискуете еще прочнее подкрепить существующую модель реагирования. И, конечно, очень важно сейчас уходить от акцентов на том, что с девочкой что-то не так и требований от нее речи. И то и другое нужно делать с максимальной доброжелательностью.

Если вы с супругом — люди эмоционально сдержанные и молчаливые, часть причин может обнаружиться в том, как вы и он настроены на взаимодействие с внешним миром. Если и в ваших с ним родительских семьях тоже в приоритетах дистанцирование и закрытость чувств, причина скорее всего в этом. Будьте готовы услышать это от помогающих вам специалистов без обид и с решимостью поменять ваш образ жизни ради нормальной адаптации к жизни вашей дочери и тогда, к школьному возрасту, девочка будет иначе себя чувствовать и соответственно — наче себя вести.

Используйте все доступные вам средства и способы (т.н. мамские форумы могут быть очень полезны, поскольку там вся георафия педставлена), чтобы найти оф-лайн специалиста, который имеет опыт ведения таких детей. Опыт — ключевой момент и я желаю вам как можно скорее такого специалиста встретить. 

25.03.16
Здравствуйте, Анастасия! Соглашусь с экспертом Татьяной, что для полноценной диагностики нужна очная встреча. Я со своей стороны отмечу пару моментов.
Итак, есть ряд моментов, которые Вас беспокоят, но которые вполне соответствуют норме развтиия:
— ребенок в возрасте 7 месяцев боялся идти к чужим. В районе 6-12 меяцев ребенок  начинает распознавать знакомых и незнакомых людей, и у него возникает так называемый «страх незнакомца»;
— в возрасте 2-х лет ваша дочечка не хотела делиться игрушками. Для ребенка его игрушки — это значимые вещи и он не должен ими делиться. Ему можно предложить поделиться или обменяться, но это уже на его усмотрение, ему и правда они могут быть интереснее и значимее, чем игрушки других детей;
- Аглая не шла на контакт в саду первое время — это тоже вариант нормы при адаптации ребенка в группе. 
Идем далее. Вот какие факторы могли повлиять на усугубление ситуации:
1) Возможно, когда Вы отдали дочечку в сад, она еще не научилась Вас отпускать. Если Вы раньше всегда были с ней рядом, а тут вдруг резко «бросили» ее, она могла испугаться и впасть в «апатию»;
2) Есть вероятность, что начиная с трех лет Вы приложили недостаточно усилий, чтобы обучить ее социальным навыкам — здороваться, вести диалог, просить и т.п. на своем примере и организовывая общение с детьми;
3) Возможно, есть также сопутствующие физиологические особенности, например снижение слуха у дочки, как вариант.
Это «наброски» по вашей ситуации, если хотите можем ее более подробно обсудить. С любыми вопросами смело обращайтесь))
Успехов Вам!
25.03.16
и она ни с кем не разговаривает.

— этому есть причина, и её нужно очно выявлять. Нужно видеть и общаться с ребёнком.

Для общего развития, посмотрите пожалуйста эти два видео. Будут вопросы, пишите, буду рад Вам помочь разобраться -

www.youtube.com/watch?v=Bzo_FKPdWLs

www.youtube.com/watch?v=QYWaBRGS67k

25.03.16
Здравствуйте, Анастасия.
Чем она любит заниматься? какая реакция на животных? Что она рисует?

Любила ли она приживаться к маме до 1-2 годиков? Или отталкивала вас?
25.03.16
Доброе утро. Анастасия, вам стоит показать ребенка детскому психиатру, что исключить диагноз «аутизм», некоторую симптоматику которого вы описали, например: нарушение восприятия реальности, отказ вступления в контакт, нарушенная социализация ("она ни с кем не разговаривает… говорит только с ближайшими членами семьи...категорически не шла к чужим на руки...начала сильно волноваться за свои игрушки и стало просто невозможно гулять среди других детей...старается ни с кем не столкнуться, чтоб её никто не тронул, за ручки не берётся...в саду ребёнок ни с кем не говорил, не отвечал на элементные вопросы… реакции не было вообще… перестала там делать задания")
Помните, выбрав профессионала, вы затратите на решение вашей проблемы, минимум психоэмоциональных и временных ресурсов. Мудрости вам
26.03.16
Здравствуйте, Анастасия!
Необходимо проконсультироваться с логопедом-дефектологом. 
Мудрости Вам!
27.03.16

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
5 ответов
28.02.11
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store