Добрый день, хотели бы у вас проконсультироваться по поводу поведения дочери, которая не хочет ходить в школу после длительной болезни, хотя раньше никаких проблем не было, училась легко и хорошо. - вопрос №2254535

Добрый день, хотели бы у вас проконсультироваться по поводу поведения дочери.
У нас в семье двое детей: девочка 11лет и мальчик 6лет.
мама с папой между собой не ругаются никогда. Но живем с родителями мужа: бабушка не ходит, у дедушки тяжелый характер, который вызывает споры с бабушкой и сыном.
Девочка очень разносторонне развитая (раньше ходила на танцы, гимнастику, рисование, недавно увлеклась пением и кулинарией, кружки всегда выбирала сама — без давления родителей)
Начиная с сентября дважды длительно болела и не ходила в школу. Сейчас до сих пор не выписались, но судя по поведению, дочка не хочет выписываться. Как только дело близится к выписке у нас резко проявляется что-то другое (то подтасовывает данные температуры, то тошнота/головокружения ужасные и она прямо падает). Т.к. она в школе всегда училась хорошо (одна из лучших, пару раз участвовала в олимпиадах), учеба давалась ей более-менее легко, мы никогда не давили и не настаивали на супероценках, то нам непонятно такое затягивание с выпиской и нежелание идти в школу.Когда мы настаиваем на выписке, дочка реагирует агрессивно в духе «тебе лишь бы выпихнуть меня в школу» «ты меня не любишь», «тебе моё здоровье не важно». Никаких конфликтов или неприятностей накануне болезни в школе не было Как нам правильно вести себя с дочкой и вернуть ее к учебе?

Заранее благодарны за внимание.
elena@base.pl.ua

Ответы

Здравствуйте, Елена!
Пожалуй, прежде нужно выяснить, что именно так сильно не нравится ей в школе? Но в этом уже проблема, поскольку Вы сами пишете, что дочка стала воспринимать Ваши разговоры в штыки! Действительно, самое главное — это поддерживать добрые доверительные отношения, а не «выпихнуть ребенка в школу». В следующий раз начните разговор как со взрослым человеком — «Дочка, я хотела бы с тобой посоветоваться...» И поговорите прежде всего о ЕЕ интересах в этой ситуации, о том, что ОНА считает важным, упомянув в конце и то, что ВЫ считаете важным для нее. Далее останется работать с теми причинами ее нежелания, которые может быть обозначатся. Или ищите детского психолога для очной встречи с ребенком.
21.12.16
Доброго времени суток, Елена!
Если всё так как вы описываете (хотя поговорите с учителями, со школьными друзьями дочери), то посмотрите с другой стороны- что такого есть в больнице, что она не хочет оттуда выходить (расспросите врачей, медсестёр, нянечек, друзей, есле таковые имеются).

Мудрости Вам!
21.12.16
Доброе утро. Елена, позвольте ответить на ваш вопрос с позиций профессиональной психотерапии.
Ваш вопрос "Как нам правильно вести себя с дочкой и вернуть ее к учебе?"
Ответ. Елена, вам стоит,  как минимум:
1.Исключить физиологические причины отказа вашей дочери от  обучения. Например, проверьте гормональный фон дочки, не забывайте, что девочка стоит на пороге подросткового кризиса (гормонального бунта, первых менструаций и т.д.), в её кровь уже не контролируемо вбрасываются половые гормоны, и состояние девочки может соответствовать вашему перед наступлением менструации (ПМС) 
2. Осознать: ваш дочь манипулирует вами с помощью навешивания на вас чувства вины («тебе лишь бы выпихнуть меня в школу» «ты меня не любишь», «тебе моё здоровье не важно»), поэтому вам важно и обязательно прекратить манипуляцию. Для этого включите чувство юмора и иронии. Например: «Хорошо, милая, если твои болезни так долго тебя не отпускают не проходят, я запишу тебя на примем онлайн к детскому психотерапевту, который может точно назвать и убрать первопричину всех твоих проблем.
3. Проанализировать вашу систему семейного воспитания, потому что поведение дочки — это яркий показатель наличия проблем в этой системе, и её необходимо корректировать. И, пока вы этого не сделали, проявите родительскую власть. 
Мудрости вам.   
Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою  воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов
21.12.16
Елена, здравствуйте!

Внимательно прочитала ваш вопрос и ситуацию. 

Было ли раньше такое, что она тоже заболевала, чтобы не идти в школу? Часто ли болела?

Ситуация такова, что она манипулирует вами, вашими чувствами и действительно есть что-то такое из-за чего она не хочет идти в школу. Она сейчас в 4 или в 5 классе? Может ли быть такая перемена поведения связана с переходом в среднюю школу? Как у девочки отношения в классе и с классным руководителем?

Есть ли в классе у девочки такие люди, ради которых ей хотелось бы пойти в школу? Как ребенок обучается сейчас? 

Есть говорить в целом, то:

1) Не может быть такого, что ничего не произошло перед этой ситуацией. Что-то было. Важно узнать это.
2) Перестать воспринимать ее как больную, если вы видите, что она на самом деле подтасовывает данные. Необходимо узнать мнение врача насчет ее здоровья. Если врач не видит препятствий для посещения школы, то дайте понять ребенку, что если она отказывается от школы, то теряет и другие какие-то для нее важные плюсы: походы в кино, зоопарки. «Дочка, я думаю, что мы не пойдем в зоопарк, потому что у тебя постоянно температура и кружится голова.» У нее должна быть внутренняя мотивация выздороветь, хотя такой подход и кажется жестким.
3) Я бы порекомендовала вам обратиться как минимум к классному руководителю и школьному психологу с этой ситуацией, а лучше к детскому психологу.

Обращайтесь, если будут вопросы или понадобится помощь! 

Дорогой друг, если вам понравился ответ эксперта — поставьте «пальчик» вверх, а также выберите ответ, который считаете для себя лучшим! Благодарю ВАС!
21.12.16
Всё, что происходит сейчас с Вашей дочерью, нужно рассматривать с той точки зрения, что она начинает переживать один из самых сложных периодов — подростковый, когда у ребёнка закрепляются устойчивые черты характера, формы поведения, становятся более стабильными свойства нервной системы, заключающиеся в том, чтобы определённым образом реагировать на окружающий мир, события, людей. Наиболее значимыми становятся оценочные суждения сверстников, посторонних людей, ярко начинает проявляться ориентированность всей жизни и её зависимость от социума, признаётся и реализуется ребёнком только социально одобряемое этой группой поведение, идёт перестроение своих мотивов, идеалов. поступков, суждений под норму группы. Семейные традиции отходят на второй план, при явном дисбалансе требований семьи и референтной(значимой для ребёнка) группы возникают отклонения в поведении, переживания невозможности согласовать его так, чтобы быть хорошим в обоих случаях есть даже угроза невротических проявлений. Но самая главная причина поведения ребёнка любого возраста — обрести уверенность в том, что он хороший, безусловно любим, важен, ценен и принимаем значимыми взрослыми, в первую очередь — родителями. В данном случае, с мироощущением этого ребёнка не всё в порядке и в своей ценности она не уверена, тем более, она обманывает, подделывая результаты медицинского осмотра, а ложь — это всегда показатель страха, неуверенности, что тебя таким, какой ты есть, не полюбят. Всё происходит подсознательно, все поведенческие проявления совершенно не осознаются, просто каждый ребёнок в силу особенностей характера и темперамента выбирает для себя интуитивно способ привлечения к себе внимания родителей, зачастую не самый социально одобряемый. Её болезнь так же может иметь психосоматическую природу. Однако дети-это «продукт нашего воспитания», не они, а мы сами делаем их именно такими, какими они являются. Ваша главная задача сейчас, как родителей, дать дочери понять, ощутить, поверить, что она так и осталась для Вас самым любимым человеком. Она должна абсолютно точно знать, что родители её любят безусловно, безоговорочно, безотносительно к её поведению, поступкам, внешности, ошибкам, что она всегда для них ценна, важна, её принимают, понимают, поддерживают в семье всегда. Вот это сейчас и внушайте ребёнку, не только словами, но и поведением, поступками, решениями по отношению к нему. Разговаривайте не только об учёбе, спрашивайте её мнение обо всём, сами делитесь своими проблемами, опытом, интересуйтесь её жизнью, желаниями, тревогами-это позволит стать эмоционально ближе с ребёнком, сделать отношения открытыми и искренними, выяснить постепенно что её до такой степени беспокоит, что даже в школу идти отказывается. Обвинения, угрозы, упрёки, наказания, призывы к совести ничего хорошего не дадут. Только терпением, любовью, спокойствием можно достичь желаемых результатов. Она должен чувствовать свою включённость в семью, как значимого её участника-пусть участвует в обсуждении семейных вопросов. Вы можете поручать выполнимые доступные дела и хвалить за их выполнение, за достижения, пусть даже самые малые, это поднимает самооценку, уверенность в себе, и положительно влияет на мотивацию, в том числе и учебную. Не сравнивайте её с другими, особенно вслух и не в её пользу-это сформирует низкую самооценку. Относитесь к ней уважительно, предлагайте делать выбор там, где только возможно-так Вы воспитываете чувство значимости, уверенности, собственного достоинства, чтобы ей не хотелось каждый день за него сражаться и самоутверждаться. Конечно дети должны понимать, что вся ответственность за учебный процесс лежит на них самих, никто не станет вместо них учиться и решать их проблемы, учёба-это сейчас их основная деятельность, как работа, объясняйте это, приводите примеры —  может быть мама тоже не всегда хочет идти на работу, обрисуйте ситуацию, объясните, что случится, если родители откажутся работать или будут это делать некачественно. Но самое важное сейчас — добиться искренности в отношениях, над этим стоит потрудиться, это может занять какой-то временной отрезок перстроение Ваших внутренних убеждений, но поможет избежать многих подростковых и юношеских проблем. Чаще говорите, что любите её, хвалите за то хорошее, что в ней есть, уделяйте внимание, ведь самая главная причина, по которой подростки (да и многие взрослые) утрачивают мотивацию — чувство одиночества, внутреннего, душевного. При этом совершенно не важно наличие людей рядом. Ребёнок просто перестаёт ощущать себя любимым и нужным этим самым людям — родителям, друзьям, конкретному человеку(подумайте в этом направлении-может ему кто-то сильно нравится). Причин для нежелания учиться и ходить в школу так же может быть множество. Ребёнок может испытывать дискомфорт в школе, стыдиться признаться в его причине(ссоры с детьми, педагогами, страх неудач, событие, приведшее к оскорблениям и насмешкам, плохое отношение конкретного человека, непонимание материала, неуверенность в соответствии своего внешнего вида общепринятым стандартам,  отсутствие «статусных» вещей), уставать из-за особенностей функционирования её нервной системы, больших дополнительных нагрузок. Постарайтесь выяснить причину появившегося негативного отношения к учёбе, классу, оно явно присутствует. Вы можете это сделать вместе с педагогами и психологом, найти и устранить её-это их прямая обязанность, их компетенция. Скорее всего им придётся работать не столько с ребёнком, сколько с коллективом. Для себя помните, что каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему, но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Ваш ребёнок, видимо, начал переживать очень сильный внутренний дискомфорт — найдите его источник. Это очень краткий ответ. За подробными рекомендациями обращайтесь в чат-помогу, есть опыт. Удачи, взаимопонимания, мудрости и терпения. За оценку ответа буду благодарна.
21.12.16

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store