«Конфликт между Чацким и Фамусовым - это конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим", старого и нового, консервативных и прогрессивных - вопрос №3863115

взглядов. Олицетворением первого является Павел Афанасьевич Фамусов, второго — Александр Андреевич Чацкий. Диалог Чацкого и Фамусова во втором явлении второго действия — эпизод, с которого «запускается» этот конфликт. В начале Чацкий просто хочет расспросить Фамусова о Софье. В итоге разгорается спор. Фамусов советует Чацкому пойти служить, на что тот отвечает «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Последующий монолог Фамусова, начинающийся со слов «Вот то-то, все вы гордецы!...» показывает, какая пропасть пролегла между представителями двух поколений. Фамусов, представитель «века минувшего», с восхищением рассказывает о том, как «удачно» его дядя сумел подняться по карьерной лестнице — не умом или делами, а вовремя рассмешив царицу. «Учились бы, на старших глядя!» — советует Чацкому фамусов, искренне считающий Максима Петровича примером для подражания. Чацкий не может не то чтобы согласиться с таким отношением — у него в голове не укладывается, что человек способен добровольно унижаться. Чацкий презирает карьеристов, для него важнее то, что представляет собой сам человек, а не его статус.Но этого не понять уже Фамусову». Как можно было решить конфликт?

Ответы

Не все, конечно, наши современники и современницы ищут свою половину, ориентируясь на указанные Грибоедовым “ценности”, но такой подход, увы, отнюдь не редкость.
Язык Грибоедова прост и понятен. Реплики его героев давно стали крылатыми словами, превратились в пословицы и поговорки, и мы употребляем их, иногда и не предполагая, что их автор — Грибоедов.
“Горе от ума” — комедия. И действительно, смешно видеть, как тщетно пытаются члены фамусовского общества затопать и затоптать человека, которому не могут дать достойный ответ, пуская в ход нелепую сплетню о его сумасшествии.
И в самом деле смешно, и Грибоедов смеется (а мы вместе с ним), глядя на окружающую действительность, выставляя напоказ ограниченность, узколобость, напыщенность, пустоту, мещанскую породу и природу “столпов” фамусовского общества. Сами принципы фамусовского общества смешны, ибо замешены на тупости, беспросветной глупости, унизительном соглашательстве.
Иногда, чтобы победить зло, его достаточно просто обнаружить. А обнаружить его А. С. Грибоедову удается через сравнение взглядов, столкновение мнений, через конфликт, несогласие, противопоставление характеров, оценки одних и тех же явлений разными людьми. Зло в данном случае — это ничтожность большинства, застойность “общественного болота”, его нежелание что-либо изменить, рабская покорность, неуважение к себе, равнодушие. Вот на что направлен сарказм автора!
Кто одерживает верх в комедии? Чем завершается противостояние конфликтующих сторон? Разрешим ли в принципе этот вечный конфликт между старым и новым, консервативным (привычным) и прогрессивным (необычным и потому пугающим)? Вряд ли его окончательное решение вообще может быть достигнуто. И промежуток времени, который отделяет нас от событий пьесы, тому подтверждение.
Название комедии — “Горе от ума” — вызывает противоречивые чувства. Горе от ума — это и смешно, и грустно, но это смех сквозь слезы, а не смех рыжего клоуна. Весь мир смеется над глупостью, а в России и по сей день от ума страдают в большей мере, чем от его отсутствия. И в этом смысле комедия, являющаяся по сути своей патетической драмой, нисколько не утратила злободневности… Увы…
25.06.20

Дмитрий Шерстюк

от 0 p.
Сейчас на сайте
Читать ответы

Светлана

от 2000 p.
Сейчас на сайте
Читать ответы

Мария

от 2000 p.
Сейчас занят
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология
5 ответов
19.06.22
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store