«Конфликт между Чацким и Фамусовым - это конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим", старого и нового, консервативных и прогрессивных - вопрос №3863115

взглядов. Олицетворением первого является Павел Афанасьевич Фамусов, второго — Александр Андреевич Чацкий. Диалог Чацкого и Фамусова во втором явлении второго действия — эпизод, с которого «запускается» этот конфликт. В начале Чацкий просто хочет расспросить Фамусова о Софье. В итоге разгорается спор. Фамусов советует Чацкому пойти служить, на что тот отвечает «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Последующий монолог Фамусова, начинающийся со слов «Вот то-то, все вы гордецы!...» показывает, какая пропасть пролегла между представителями двух поколений. Фамусов, представитель «века минувшего», с восхищением рассказывает о том, как «удачно» его дядя сумел подняться по карьерной лестнице — не умом или делами, а вовремя рассмешив царицу. «Учились бы, на старших глядя!» — советует Чацкому фамусов, искренне считающий Максима Петровича примером для подражания. Чацкий не может не то чтобы согласиться с таким отношением — у него в голове не укладывается, что человек способен добровольно унижаться. Чацкий презирает карьеристов, для него важнее то, что представляет собой сам человек, а не его статус.Но этого не понять уже Фамусову». Как можно было решить конфликт?

Ответы

Не все, конечно, наши современники и современницы ищут свою половину, ориентируясь на указанные Грибоедовым “ценности”, но такой подход, увы, отнюдь не редкость.
Язык Грибоедова прост и понятен. Реплики его героев давно стали крылатыми словами, превратились в пословицы и поговорки, и мы употребляем их, иногда и не предполагая, что их автор — Грибоедов.
“Горе от ума” — комедия. И действительно, смешно видеть, как тщетно пытаются члены фамусовского общества затопать и затоптать человека, которому не могут дать достойный ответ, пуская в ход нелепую сплетню о его сумасшествии.
И в самом деле смешно, и Грибоедов смеется (а мы вместе с ним), глядя на окружающую действительность, выставляя напоказ ограниченность, узколобость, напыщенность, пустоту, мещанскую породу и природу “столпов” фамусовского общества. Сами принципы фамусовского общества смешны, ибо замешены на тупости, беспросветной глупости, унизительном соглашательстве.
Иногда, чтобы победить зло, его достаточно просто обнаружить. А обнаружить его А. С. Грибоедову удается через сравнение взглядов, столкновение мнений, через конфликт, несогласие, противопоставление характеров, оценки одних и тех же явлений разными людьми. Зло в данном случае — это ничтожность большинства, застойность “общественного болота”, его нежелание что-либо изменить, рабская покорность, неуважение к себе, равнодушие. Вот на что направлен сарказм автора!
Кто одерживает верх в комедии? Чем завершается противостояние конфликтующих сторон? Разрешим ли в принципе этот вечный конфликт между старым и новым, консервативным (привычным) и прогрессивным (необычным и потому пугающим)? Вряд ли его окончательное решение вообще может быть достигнуто. И промежуток времени, который отделяет нас от событий пьесы, тому подтверждение.
Название комедии — “Горе от ума” — вызывает противоречивые чувства. Горе от ума — это и смешно, и грустно, но это смех сквозь слезы, а не смех рыжего клоуна. Весь мир смеется над глупостью, а в России и по сей день от ума страдают в большей мере, чем от его отсутствия. И в этом смысле комедия, являющаяся по сути своей патетической драмой, нисколько не утратила злободневности… Увы…
25.06.20

Леушин Андрей

от 950 p.
Сейчас на сайте
Читать ответы

Галина

от 800 p.
Сейчас на сайте
Читать ответы

An Brava

от 100 p.
Сейчас на сайте
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология
5 ответов
19.06.22
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store