Здравствуйте!вопрос по подростку и школе.Мой сын,13 лет, учится в математическом классе.Учится-сильно сказано,еле перебивается.По натуре-тотальный интроверт,нелюдимый,есть сильное увлечение метро и - вопрос №4559608

трамваями, весь в этом, снимает свои мини-фильмы, абсолютный эксперт.Считает это главным в жизни.Сам по себе ребенок обучаемый, способный, имеет широчайший кругозор.Пошел в сильный класс, т к два других класса-это просто сборище настоящих девиантов и учебы как таковой там в принципе нет.Несмотря на то, что сильно рискует не написать экзамен через две недели, уходить категорически не хочет-привык к школе, классу, учителям.Вчера состоялся довольно тяжёлый разговор с учителем математики, она сказала, что если я не найду рычаг и способ воздействия,-его придется из класса исключить.Интересно то, что она представила мне это в свете того, что проблемы чуть ли ни у него одного, НО ситуацн такая по классу в целом.Проблемы у многих, дети в стрессе и депрессии.Я совершенно не знаю, что мне делать,-заставить его часами заниматься математикой невозможно, переходить в другое место он категорически не хочет, на домашнее обучение тоже не хочет.Я в постоянном стрессе, здоровье сильно пошатнулось.пытаюсь объяснить ему, что нужно заниматься, но пока получается не очень.Учитель всем советует взять репетиторов, но он и с репетитором не хочет (я просто не знаю, как выйти из этого замкнутого круга

Дополнение автора от 04.12.21 22:33:02
Светлана, это класс новомодного проекта математическая вертикаль, решает педсовет по итогам экзамена.Вот я об этом и говорю-переводмться не хочет, усилия прикладывать тоже, к психологу не хочет.Только слезы, истерики, замкнутый круг.С репетитором не хочет заниматься, уговаривать бесполезно.

Вопрос задан анонимно
04.12.21
11 ответов

Ответы

Эксперт месяца
Здравствуйте, можете вместе с сыном обратиться к психологу, чтобы сын смог разобраться в том, что происходит в классе, с ним, чтобы смог научиться оценивать последствия, принимать решения и расставлять приоритеты.
04.12.21
Здравствуйте. С каких пор вопрос об исключении решает учитель математики? Второй момент: если парень хочет остаться в этом классе, что предполагает лучше знать математику, то, наверное, имеет смысл заняться. Так не пойдёт: переводиться не хочу и учиться не хочу. Объясните ему это. И найдите хорошего репетитора, который заинтересует предметом. Для лучшего понимания метро и трамваев тоже пригодится. Ну а вы как-то уж слишком разнервничались, вам не кажется?
04.12.21

Здравствуйте!

На проработку нужно вам идти, а с ребенком все образумится, когда у вас уйдет стресс. 
С уважением, Люси!

04.12.21
Здравствуйте.
Круг не замкнутый. Если он не прирожденный математик, то он им и не станет. Сориентируйтесь пройдя тесты по проф ориентации на данный момент, они есть на ведущих порталах работодателей и суть в том что они психологические и позволят определить в какой степени ему нужна математика и на что действительно надо сделать упор в самореализации на данном этапе.
04.12.21
Здравствуйте.
Начинается переходный возраст и любое давление, жёсткие ограничения, повышенные требования будут оборачиваться протестным поведением с его стороны «слёзы, истерики». 
Трудно даётся математика? Для этого и есть обучение в школе, преподаватель. «Еле перебивается», а не учится, и хорошо, значит он старается удержать допустимый баланс, чтобы сохранить психическое здоровье.
Нашли его сильные стороны, тогда хвалите его и поддерживайте. Сосредоточить внимание прежде на его достоинствах, чем недостатках. Тогда он может поверить в себя, свои способности и подтянется по всем предметам, включая математику. 
Иначе парень будет испытывать напряжение как в школе, так и дома. Что может отразиться на самооценке и реализации своих целей в будущем. Любите его в любом настроении.
«Я в постоянном стрессе, здоровье сильно пошатнулось.пытаюсь объяснить ему, что нужно заниматься...», — воспитывать стоит прежде себя, быть примером жизнерадостного настроения и уравновешенного поведения, поправить своё здоровье и прекратить сражаться с ветряными мельницами. 
А сына заинтересовать ещё и физической культурой, поучиться у тренера волевому поведению, самодисциплине.
05.12.21
Здравствуйте!
У меня сложилось такое впечатление, что помощь в этой ситуации нужна в первую очередь вам самой. Что вы устали от происходящего, расстроены и растеряны. Да, так бывает, что подрастающие дети становятся участниками ситуаций, которые выглядят неразрешимыми для их родителей и вызывают тем самым много сложных чувств и переживаний. Однако, мне кажется важным в вашей ситуации то, что происходящее, что называется — НЕ СМЕРТЕЛЬНО!  И не только не смертельно, в буквальном понимании этого расхожего выражения, а и вполне себе разрешимо, как кризис в подростковой жизни сына и некий опыт, из которого он может с вашей помощью вынести важный урок. Может быть даже не один урок, а несколько. И благодаря этому опыту, он возможно что-то важное для себя поймет о том, как стоит или не стоит относиться в частности к учебе.
Вы пишете, что сын очень увлечен метро и трамваями. На мой взгляд — это огромный плюс и вам и ему. Ему — потому что у него есть то, что питает, вдохновляет и заинтересовывает на будущее, занимает его ум и время, отвлекая от множества соблазнов и кривых дорожек, которыми так изобилует современная наша жизнь. Вам — плюс, потому что вы разглядели эту увлеченность и своим воспитанием и отношением, во-первых так его вырастили, что он уже сейчас знает, что в этой теме его будущее и не отшибли случайно или нет, этот его интерес. 
Множество родителей приходят на прием с переживаниями о том, что ребенок ни хочет учиться, что его ничего не интересует, что он ни к чему не стремится… А ваш — наоборот!

Возможно, вам как маме, хотелось бы другого будущего, чем то, что вырисовывается сейчас. А ведь и сейчас не вырисовывается ничего дурного! Возможен же такой вариант, что он закончит 9-й класс и поступит учиться куда-то туда, где егл интерес его в этой учебе и поведет сперва к профессии, а потом и по карьерной лестнице. Ведь часто именно так и происходит: ребенок в подростковом возрасте чем-то сильно заинтересовывается и дальше — положительно развивает этот интерес, вырастающий в профессию и значит, в большую часть взрослой жизни. Размышляли ли вы об этом?

Могу предположить, что если он в мат-школе или в мат-классе, вы бы хотели видеть его умным, даже более умным, чем другие дети. Но означает ли, что если школа попроще, то и ребенок выйдет из нее не таким умным, как хотелось бы? Я считаю, что — нет. Потому что ум не состоит из только лишь знания математики. Да и из-за отсутствия строки в биографии о том, что закончил мат-школу, еще  никто не лишился благополучия и целеустремленной жизни. Скорее наоборот, если родители подавляли интересы ребенка, подгоняя его детскую жизнь под собственные представления о его жизненном пути, то и жил такой человек в последствии несчастливо, ощущая себя не на своем месте и идя по жизни, буквально куда глаза глядят...

Колледж или техникум, тоже хороший вариант, если есть следующая цель, для чего он нужен. А переживание собственного *не тяну*, при вашей поддержке, может стать важнейшим осознаванием для сына, для пониманием им границ собственных возможностей. Обсуждали ли вы с ним откровенно тот факт, что со стороны его «учеба» выглядит, как *он не тянет, не способен потянуть программу*? Интересно, что он вам сказал бы, если бы вы спросили откровенно: «ты может быть не тянешь, не по силам тебе и потому не стараешься?» И, если бы он ответил, что да, то смогли бы вы поддержать его и в этой неспособности прыгнуть выше его подростковой головы и  сказать что-то вроде «Если так, давай подумаем вместе, как быть и что предпринять, чтобы ты смог свои интересы окультурить и огранить до уровня интересной профессии, которая прокормит тебя и твою семью, когда она появится»? Смогли бы?

Это непросто прожить конечно, такое осознание, что ребенок не хочет идти по намеченному тобой пути. Еще и как-то надо окружающим объяснить, что к чему… Это бывает даже похоже на некоторое разочарование в силах и возможностях ребенка. Но! Именно разочаровываясь в своих представлениях о детях, мы — родители из лучше узнаем! Мы начинаем НЕ верить своим мечтам о будущем дитяти и выковывать его под свои ориентиры, мы начинаем видеть — кто собственно перед нами и какой он. Это шаг к уважению реального в ребенке и это шаг к ответному уважению ребенка к нам. За наше внимание к его нуждам и желаниям, за признание важности его таким, какой он есть, за поддержку ему и его планам, хотя и выстроенным при нашем живом участии к его интересам и способностям.

Конечно, это будет неприятный момент, если он экзамен не сдаст и его отчислят. Но согласитесь, иногда и взрослому человеку важно бывает получить неприятную обратную связь на то, что он сделал или не сделал. А ваш сын уже взрослый наполовину и есть его собственный вклад в такой ход событий.

Когда подростку 13, с ним уже вполне можно обсуждать варианты развития его будущего при тех, или иных раскладах. Скажу больше, в такие годы, уже необходимо начинать это делать. Хотя бы для двух вещей. Первая — в таких беседах, подросток учится размышлять о своем будущем, примеривать его на себя. Второе — через такие беседы, он получает возможность сам нести ответственность за свои выборы, вместо возможных обвинений в адрес родителей, что его жизнь складывается как-то не так из=за того, что они все за него решили.

Не знаю, помогла ли я вам своим ответом. Но мне бы очень хотелось, чтобы ваш сын, такой увлеченный (это про нормальное развитие и воспитание, которого многим подросткам увы, не длостает), состоялся со временем в том, что греет его сердце, занимает его ум и значит, может помочь ему крепко встать на свои ноги настолько, что со временем, это станет радовать и вас тоже.
Большинству матерей, хочется гордиться своими сыновьями. Иногда, так сильно хочется, что теряется понимание, что иногда поводы для гордости не рождаются вместе с сыном, а приходят через время. Через время, нужное для роста и вызревания всего того, что с любовью и щедростью вкладывалось в него много лет. Родительскому труду, оплата всегда приходит с задержкой. Но она обязательно приходит, если на первое место в воспитании ставить ребенка, а не свои мысли о нем и его будущем.
Успехов вам! И ему!
05.12.21
Добрый день! 
Вам повезло с ребенком. Он сейчас ищет где он, кто он, зачем он. Или, даже считает, что нашел. 
Давить смысла нет. Пробовать объяснить, только иначе, чем Вы привыкли, может быть. Найти подход. 
В смысле — зачем ему нужно закончить и учиться именно там и здесь? Без этого он забивает на учиться. Он не будет учиться этому, пока сам не поймет — зачем это ему нужно. Такая моя версия.
Здесь не пройдет тема — нужно, значит нужно. Не знаю как Вы объясняли ему, на всякий пишу про это.
Как минимум он должен понять, что когда он не сдаст — его погонят из класса. И, то что это его приведет к тому чего он, по вашим словам не хочет — перейти в другую школу например. 

А, Вам следует успокоиться, самой разобраться для себя — почему Ваш сын должен закончить и вообще учиться, определиться для себя. Потому что, если Ваш сын и захочет что-то услышать, то как и все дети он учился изначально на подражании от Вас. Как Вы поступаете, что при этом чувствуете, и т.д.
И если ему что-то говорить, то в состоянии твердого понимания, как оно есть и зачем. 
Уверенности Вам
05.12.21
Доброе утро, 
возможно, ваш ребёнок эмоционально устал от напряжения и давления, во стороны школы, так как приходится прилагать определенные усилия, нужно время, чтобы восстановиться. Но, и период расслабления, чреват последствием, он просто не захочет дальше жить в стрессовом режиме. Чтобы снять напряжение, нужно по заниматься физическими упражнениями, это может быть также покататься на коньках,( если не может, его поучить ) это поиграть в футбол, то есть любое занятие физического плана. Потом отдохнуть, После этого, нужно провести мотивационную работу ( связать образование с будущей профессией, например создание нового типа транспорта, где требуются технические знания).  Мудрости Вам.
05.12.21
Здравствуйте.
Ваша проблема не столь уж и редкая, только, к сожалению, не так отработана практика ее разрешения. С одной стороны у школьного сообщества не столь продвинутые специалисты в области психологии, а среди профессиональных психологов туманные представления о проблематике школы и вообще подростковой жизни. Просто руки еще не дошли до исследования насущных проблем… или деньги не доходят. 
Но к счастью, проблема не такая уж и страшная и ее вполне можно, если уж не разрешить, то просто перетерпеть и она сама собой перестанет быть актуальной.
Вот Вы написали «сборище настоящих девиантов и учебы как таковой там в принципе нет». В каком смысле Вы употребили такую жесткую характеристику? Вы что, реально так думаете? И это транслируете сыну? Если так, то мы все живем в обществе «девиантов», поскольку таких вот безнадежных классов у нас по стране большинство. И что тогда остается? Только боятся. Всего и всех. И замыкаться, становиться тотальным интровертом… как же с девиантами общаться? 
"… учебы как таковой там в принципе нет" — это на основании чего вывод? Плохие оценки по предметам? Но разве в этом основная задача подростка в 13 лет? Оценки важны, но они далеко не на первом месте в этом возрасте. Где-то на 3-4-м и это нормально. Удастся сдать на аттестат за 9 классов — это вполне значимый успех. Появится мотивация и интерес к каким-либо наукам, тогда приложим усилия, добровольно, без репетиторов. А насильно — это прямиком к неврозу или еще дальше. 
Теперь про математический класс. Изучать математику и другие науки можно без учителя, например, читайте журнал «Квант» или что подобное, не проблема. А учитель, получатся, нужен, чтобы на нем отрабатывать характер… привлекать внимание одноклассников своей независимостью и т.п. Ну, если интроверт, то отрабатывать свои невротические комплексы, те же слёзы, истерики. 
А в основе все тот же страх.
Кстати, «новомодный проект математическая вертикаль» — это попытка дать возможность выйти из «сборища девиантов» с расчетом, что «недевианта» раскроются в такой благоприятной среде. Где-то получается, у Вас — нет. Это неприятно, но не так и страшно. Естественно, сына из маткласса придется переводить в обычный, поскольку он рискует не сдать ГИА (в обычном классе экзамены намного проще) и выйти без аттестата вообще. Так что со стороны учителей ничего личного, они до последнего будут пытаться «вытащить» любого ученика. Так что они — Ваши союзники и это надо осознать. Прежде всего — Вам. 
Вообще, Вам нужен хороший рефрейминг, т.е. комплекс процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления и поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблонов (термин обычно используется в НЛП).  
Вот пример неудачного шаблона из Вашего запроса: «она представила мне это в свете того, что проблемы чуть ли ни у него одного, НО ситуацн такая по классу в целом. Проблемы у многих, дети в стрессе и депрессии». Я бы даже сказал, патогенного шаблона....  
В принципе, паниковать причин нет, но как-то пошевелиться в сторону пересмотра своего мировоззрения стоит.
05.12.21
как за ним ухаживать
чтобы было то и то то 
но ведь мальчик имеет свою жизнь 
свой мир 
свое личное пространство
личность формируется 
подрастающий человек нашел
что ему нравиться 
вы его как бы ломаете 
хотите заставить жить 
как вам нужно
а он уже нашел
что на данный момент для комфортно интересно 
приятно 
с этим надо согласиться и преподавателю объяснить тоже 
кроме знаний он еще педагоги должен смотреть за воспитанием 
за психикой детей
ведь может быть и по другому 
тогда мальчик будет несчастен
а вместе с ним и вы 
хотя сейчас лишь расстроены
что не получается ребенка впихнуть в рамки


05.12.21
приветствую и предлагаю автору темы прослушать мой аудио ответ. чтобы сделать это, нужно нажать на центр окошка или на название записи.


Если вы на сайте с мобильного устройства, то ответ может не отображаться и для воспроизведения нужно перейти на страницу вашего вопроса и открыть его
05.12.21

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store