Задание 1. При решении каждой задачи необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Какие нарушения развития характерны для данного ребенка? 2.  Имеют ли место у данного ребенка признаки школьной - вопрос №4682714

дезадаптации? 3.Каким образом нужно учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся в коррекционно-развивающем процессе, какие рекомендации нужно дать учителю? В конце приведены заключения специалистов о психическом статусе ребенка. Задача 1. Преподаватель начальной школы обратил внимание психолога на первоклассницу, которая, по его мнению, была умственно отсталой и нуждалась в переводе во вспомогательную школу. По характеристике педагога, девочка не могла усвоить даже простейших школьных знаний и совершенно не владела социальными навыками (могла, задрав юбку, почесать ногу во время урока, выйти без разрешения из класса и т. п.). Наблюдения за поведением девочки на уроках как будто подтверждало мнение учителя. Однако психолог заметил, что на переменах она ничем не отличалась от других детей: наравне со всеми участвовала в играх, затеях, оживленно болтала с подружками. Было решено провести психологическое обследование. Оно выявило следующее. Выполнение всех заданий, непохожих на школьные (субтесты Векслера «Сюжетные картинки», «Недостающие детали», «Кубики Кооса», «Понятливость» и др.), было на уровне возрастной нормы. Тогда же, когда задание психолога было похоже на школьное (посчитать, написать что-то, прочесть фразу из учебника), девочка совершенно не могла с ним справиться и как бы даже не понимала, чего от нее хотят.Из беседы с девочкой психолог узнал, что до школы она жила с бабушкой в маленькой деревне. Девочка не посещала детский сад, с ней никто специально не занимался, в результате чего ребенок оказался совершенно не готов к школе, не имея к семи годам соответствующих учебных и общекультурных навыков. Придя в I класс московской школы, девочка с самого начала не могла выполнять, а часто и понять требования учителя, не успевала за общим темпом работы класса. В результате девочка выработала своеобразную защитную реакцию — «отключаться», даже не стараясь понять, в чем состоит задание учителя. Вместе с тем психологическое исследование показало, что уровень психического развития девочки соответствует возрастной норме, у нее развита игровая деятельность, девочка хорошо общается со сверстниками. Специальные занятия, организованные психологом, помогли достаточно быстро снять страх перед школой и выработать навыки письма и счета. Эта работа и последующее подключение к ней воспитателя группы продленного дня способствовали тому, что в течение полугода девочка стала нормальной «средней» ученицей. (Из наблюдений: Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991). Задача 2. Семилетний мальчик с ранних лет отличался крайней возбудимостью и вспыльчивостью: если что-то делалось не по нему, он быстро обижался, дрался и был неудержим в своем стремлении отомстить обидчику, чаще всего мнимому. Мальчик помнил обиды по 2-3 месяца, что совсем несвойственно детям. Злопамятность, мстительность, жестокость, возбудимость, драчливость — все это бросалось в глаза тем, кто хотя бы ненадолго сталкивался с ним. Особенно страдали от неуравновешенности ребенка его родители и бабушка, которых он терроризировал почти постоянно, припоминая обиды многомесячной давности и изощренно мстя за них. Во всем остальном мальчик ничем не выделялся: он был физически и интеллектуально развит так же, как и сверстники, мало болел, не ушибался головой и т. д. В детском саду о нем говорили: «умный мальчик, но характер ужасный». Когда ребенок пошел в школу, первое время он держался спокойно, но потом начались почти постоянные ссоры с одноклассниками. Во время этих конфликтов мальчик начинал драться, переставал давать себе отчет в своих поступках, вел себя как психически больной. Однажды во время драки, вспыхнувшей из-за его стремления навести «порядок» в классе, мальчик разозлился и от злости стукнул одноклассника в глаз, из-за чего тот едва не ослеп. Вот тут педагоги и потребовали от родителей, чтобы те проконсультировали сына у детского психиатра. При выяснении особенностей характера у ближайших и отдаленных родственников пациента врач обнаружил, что у подавляющего большинства из них имелись точно такие же свойства личности, в карикатурной и монолитной форме выраженные у мальчика. То, что было разбросано в характерах множества людей разных поколений, причудливо комбинировалось в облике мальчика. Наследственное происхождение нарушения тут не вызывало сомнений. (Из наблюдений: Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1992). Задача 3. У 8-летнего мальчика указанные в предыдущей задаче свойства характера также проявлялись с раннего детства, но с 7-8-летнего возраста они имели некоторую тенденцию к уменьшению. Помимо возбудимости, жестокости, стремления навязать окружающим свою волю, невозможности отсрочить получение удовольствия («у него один принцип — вынь да положь», как говорила его мама) и многих других психопатических черт, у пациента имелась также повышенная утомляемость, истощаемость, частые головные боли, плохая переносимость жары, духоты, езды в транспорте и другие признаки церебрастенического синдрома. (Из наблюдений: Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1992). Задача 4. Люба Ю., ученица II класса. Девочка родилась от первой беременности. Роды тяжелые, девочка была в течение месяца в условиях стационара. В детстве болела простудными заболеваниями, в настоящее время у Любы заболевание почек. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту; зрение, слух — без видимых нарушений. Девочка дисциплинированная, к учебным предметам относится серьезно, старательно. Учебный материал усваивает, с заданиями учителя справляется самостоятельно. Любимые предметы Любы — чтение, изобразительное искусство. В свободное время предпочитает читать, рисовать. Внимание устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Девочка не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ей требуется время. Объем внимания достаточный — 2 — 3 объекта. У девочки преобладает непроизвольное внимание. Люба некоторые явления окружающей действительности воспринимает неполно, но знает меру времени, называет последовательность событий. Чувствует форму и величину предметов. Расположение предметов в пространстве определяет правильно. При наблюдении за предметами и явлениями видит и называет основные изменения. Представление девочки неполное, фрагментарное. Хорошо и быстро запоминает стихи, хуже рассказы, сказки. Узнает известное в новом материале. Точно воспроизводит занимательный, интересный материал, но часто не соблюдает последовательности. У девочки развита преимущественно зрительная память, причем преобладает память механическая. Мыслительная деятельность ученицы достаточно активна, но суждения даются с трудом, причинно-следственные зависимости устанавливает слабо. Затруднений в выполнении сравнения нет. Сложнее дается анализ, синтез. Абстрактные понятия и явления не всегда доступны. Выводы делает с помощью учителя. Люба хорошо понимает обращенную к ней речь. При том что темп речи у нее нормальный, словарь развит недостаточно. Монологическая речь связная, выразительная. Девочка умеет поддержать тему разговора, отвечает на вопросы, сложнее для нее задать вопрос. (Из наблюдений: Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. — М., 2002). Задача 5. Мать обратилась в Окружной центр социально-медико-педагогической помощи Москвы по поводу пониженной обучаемости сына, ученика 2 класса (программа массовой школы). Ребенок растет в полной семье. Развитие до 5 лет протекало без особенностей. В пятилетнем возрасте, находясь вместе с детьми дошкольного образовательного учреждения на даче, за какой-то невинный проступок был наказан и закрыт в чулане. Поскольку никто из персонала не заметил отсутствия мальчика, он пробыл там в течение суток. Мать, навестившая его спустя две недели после случившегося, заметила, что ребенок стал молчаливым, мало шутил и не выражал радости по поводу ее приезда. Однако она не придала этим фактам никакого значения. Только спустя несколько месяцев на основании сведений от других детей и их родителей мать узнала о случившемся. В последующие два года в поведении сына мать не отмечала каких-либо перемен. Ребенок учится с 7 лет на «3» и «4», тихий, незаметный. С детьми дружил, однако привязанностей ни к кому не проявлял. Начиная со 2-го класса, у ребенка нарастали трудности в учебе. Мать стала замечать, что он бывает каким-то рассеянным, задумчивым, жалуется на трудности по отдельным предметам, главным образом по математике. Отмеченные перемены также подчеркивала его учительница. По рекомендации классного руководителя мать обратилась с сыном в указанный Центр. При первой беседе у ребенка выявлены пониженное настроение, трудности осмысления, снижение аппетита и трудности засыпания. Отмечены явные затруднения в беседе, односложные ответы. Со слов ребенка, такое состояние «тянется» в течение 1-1,5 лет с заметным усилением в последние 2-3 месяца. На фоне лечения при повторных беседах контакт с ребенком стал заметно свободнее. Отметил, что с улучшением настроения лучше соображает. Рассказал также, что в детстве был закрыт в чулане, после чего испытывал страхи (закрытого помещения, перед темнотой). Однако на фоне лечения состояние улучшается. Благодарит врача за успешное лечение. Спустя 2 месяца с начала лечения стал успевать на «4» и «5», хотя по математике успехи не выше «4». (Из наблюдений: Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию. — М.,2000). Заключения специалистов. Задача 1. Неготовность к школьному обучению. Задача 2. Патологическое формирование личности (эпилептоидный вариант психопатии). Задача 3. Патологическое формирование личности (органическая психопатия). Задача 4. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Задача 5. Депрессивное состояние. Задание 2. Разработайте тренинговое занятие, направленное на сплочение классного коллектива, профессиональную ориентацию старшеклассников или любую интересующую Вас проблематику (укажите возраст детей).
14.03.22
1 ответ

Ответы

Эксперт месяца

Здравствуйте! Вы направили свой вопрос в раздел Психология, да, он из сферы психологии, но это учебная задача. Здесь в разделе Вы можете разобрать свою ситуацию, а для учебной задачи на сайте есть раздел Учеба и Наука https://www.liveexpert.ru/topic/study Вы можете направить свой вопрос туда.

14.03.22

Кудряшов Игорь

Сейчас на сайте
Читать ответы

Скилкова Ирина

Сейчас на сайте
Читать ответы

Анастасия Якушенок

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология
11 ответов
20.08.19
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store