Здравствуйте! Девочка-подросток, нет желания учиться, хотя следующий год переводной в 10-11 класс, куда не берут с тройками (хорошая государственная гимназия). - вопрос №5171474

Работа с репетиторами не приносит желаемых результатов — оценки немного улучшаются, но нет внутреннего желания достигать успеха в учебе, какое-то стеснение быть умным или образованным. У ребенка нет веры в себя. Говорит, что образование не нужно и прочие подобные отговорки. Неиссякаемая лень к учебе. Из секций только фитнес — очень редко, других увлечений во внешколькое время нет.

Что посоветуете, уважаемые психологи?
Вопрос задан анонимно
29.05.23
10 ответов

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте Вам! 
Посоветую более обстоятельно разобраться с данной причиной такого поведения Вашей дочери. А не только в режиме вопрос — ответ. А ситуация, вкратце, судя по всему здесь в следующем, а именно: в низкой самооценке, ориентированность на мнение окружающих (так как придаёт основное внимание своей внешности, фигуре,  выбирая походы на фитнес). Причина- в этом возрасте становится архиважным быть принятой в своей тусовке, то есть в своей группе, где в отсутствии уверенности и непринятии себя, учёба уходит на второй план. Ии здесь мы видим этому подтверждение какое-то стеснение быть умным или образованным.
Поэтому, решайтесь — первоочерёдная задача при работе с вашей дочерью это создание внутренних опор, без оглядки на окружающих, принятие себя, своего образа, своего тела. Фитнес здесь мало поможет.

Мудрости Вам  Терпения! 

с Уважением, Константин Шумилин

29.05.23
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Добрый день.

В данной ситуации необходима консультация ребёнка с психологом, для выявления причин происходящего, но она сама должна осознать необходимость этого.

В данном контексте можно проработать с вами, с вашими состояниями, которые возникают при взаимодействии с ребёнком, ведь самооценку формируют в большей степени родители. Какие установки и оценочные суждения о ней самой закладываете вы? Какие чувства в вас вызывает ее  лень? Какие страхи возникают при мысли, о том, что она не сможет перейти в другой класс? 

29.05.23
Здравствуйте, 10-11 класс это еще подросток. Обычно, когда проблема с ребенком, то надо  работать с родителем. Посмотрите, где вы обесцениваете себя, возможно вы  внутри тоже считаете, что образование сейчас не сильно важно.  И самое главное -  не сравнивайте  ее с собой в этом возрасте, и не давите!
29.05.23
Здравствуйте.
    "… нет внутреннего желания достигать успеха в учебе" — почему она должна этого хотеть? Очевидно, что этого хотите Вы. А чего хочет девочка? Как видит свое будущее? 
    Вообще, если у ребенка опекающие родители, то дети очень поздно (или вообще никогда) становятся ответственными (ведь за них все решают родители. Т.е. берут ответственность на себя, оставляя их без этой самой ответственности). А Вы сейчас хотите чтобы она стала ответственной.
    «У ребенка нет веры в себя» — звучит как упрек! Как думаете, почему она не верит в себя? Снова вернемся к родителям: если родители доверяют ребенку, он вырастает уверенным в себе. Вы доверяете дочери? 
     «Неиссякаемая лень к учебе» — или подростковый протест против давления(???).
     «Что посоветуете, уважаемые психологи?» — для начала, любому психологу хотелось бы изучить Вас! Обстановку в семье. Условия, в которых воспитывается ребенок. Знаете, из кувшина льется лишь то, что в него налито. Вот и хочется понять, что же «налито» в ребенка (а то требуете, чтобы фимиам лился. А Вы туда его налили?).
29.05.23
Посмотрите с кем девочка общается. Откуда это стеснение быть умной и образованной? У кого из её приятелей есть эта установка?
Понимаете ли вы, чего ей хочется? Может быть ей неуютно в этой «хорошей государственной гимназии»? Хочет ли девочка в другой школе учиться до 11 класса или есть желание пойти в колледж? Видите, сколько вопросов на которые можно получить ответ только в личной беседе. 
 И ответьте себе еще на один вопрос: что вам дороже: хорошие отношения с ребенком, её психическое здоровье и счастье или аттестат за 11 классов любой ценой?
29.05.23
Эксперт месяца

Здравствуйте! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.

Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком. 

Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку — сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.

Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.

 

Вы можете отследить ситуации, когда ребёнок так себя ведет, свои реакции на них и проследить закрепляется ли у ребёнка это поведение. Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.
Предстоит работа как с девочкой, так и с семейной системой.

29.05.23

Добрый вечер!
А Вы хотите, чтобы дочка училась в хорошей государственной гимназии? А что хочет сама дочка?
«Работа с репетиторами не приносит желаемых результатов — оценки немного улучшаются,» — Это уже результат и это не нужно обесценивать.
«но нет внутреннего желания достигать успеха в учебе, какое-то стеснение быть умным или образованным.» — А какая мотивация должна быть у дочери? Учиться на «5»? Что хочет сама дочка? Важно узнать, что хочет дочка, куда она хочет поступать, какие у неё планы, помогите ей понять себя, найти себя, быть собой.
«У ребенка нет веры в себя.» — А Вы верите в дочку? Если Вы не верите в неё, то и она не будет верить в себе. Важно не только делать акцент, что оценки немного улучшаются и могло бы быть лучше, а хвалить дочку за старания, за достижения.
«Из секций только фитнес — очень редко, других увлечений во внешколькое время нет.» — Фитнес — это хорошо. А есть ли лично у Вас увлечения? Важно показывать дочери пример, как можно проводить время и чем можно заниматься, можно найти совместные занятия, которые пойдут на пользу всей семье, заодно это Вас будет сближать.
Если Вы на какие-либо желания, инициативу, оценки реагируете негативно, расстраивайтесь, делайте ей замечание, ругаете, то она в следующий раз уже будет бояться ошибиться. Ваша реакция многое решает.
Если Вы верите в неё, то и она будет верить в себя.
Обязательно хвалите дочь и верьте в неё. Дочери ведь нужно брать ответственность по своему возрасту, например, за уроки. Где-то она может и ошибаться, но это будут её ошибки, важно сделать вывод ей. А Вы можете подсказать, как не сделать ошибки в следующий раз.
Поведение дочери может идти из семьи, возможно, кто-то из близких поступает так по отношению к неё, не верит в неё. Возможно, кто-то из близких ведёт себя подобным образом, и она копирует поведение.
Возможно, от неё много требуют и она не справляется с нагрузкой, ответственностью.
Вы можете очно обратиться к детскому психологу вместе с дочерью. Можно обратиться всей семьёй к семейному психологу.
Вы также можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобрать свой вопрос.

29.05.23
Здравствуйте! Иногда родители через чур сильно проявляют свою заботу к детям, и дети не понимают что о них заботятся, им кажется что родители контролируют их и всю их жизнь. Дайте подросту самому решать что и как будет у неё в жизни, а вы можете только высказать свою точку зрения, ваша задача просто поддерживать ребенка во всём. Не давить, не заставлять, не принуждать, иначе это вызовет противоположный эффект. Сейчас ваша задача научится поддерживать все начинания своего ребенка и даже если они вам не нравятся, это выбор подростка и его собственный опыт.
29.05.23
Здравствуйте.
В вашем вопросе есть ответ. Вот он: ". У ребенка нет веры в себя. Говорит, что образование не нужно и прочие подобные отговорки." Это ее мнение и она вправе его иметь. Хотя для Вас это отговорки. Вторая причина тоже в вашем вопросе: «нет внутреннего желания достигать успеха в учебе». То есть нет мотивации стать лучшей.
Такие дети обычно растут у строгих родителей, часто критикующих ребенка и редко хвалящих его, себя впрочем тоже, и имеющих слабую эмоциональную связь с с ребенком.
Как исправить:
1. Если у ребенка нет веры в себя, выяснить, почему это так, поговорить по душам.
2. Вспомнить себя в этом возрасте. Что Вам давало силу и энергию для жизни? Помочь ребенку обрести нужные качества
3. Сказать ребенку, что она  ценна для Вас и что Вы в нее верите. 
4. Не стесняться проявлять эмоции
5.Хвалить ее не только за успехи в учебе
6. Разжечь в ней внутреннее желание быть лучшей. Как? Лучше всего личным примером.Вы с мужем сами успешны в работе, бизнесе, творчестве? Расскажите ей что вы имеете благодаря стремлению к успеху и чего лишились бы, если бы у Вас его не было.
Много чего еще можно сказать.в формате личной консультации.
Всего наилучшего!
29.05.23
Здравствуйте! 
Ключевая проблема в том, что Вы плохо знаете Вашу дочь. Это, кстати, очень типично. Парадоксально. Но это так. 
Большинство родителей не знают своих детей. Хотя как будто бы проживают с ними, под одной крышей, значительную часть своей жизни. Здесь тоже, конечно, можно задать вопрос — насколько она значительна? По времени. Но дело даже не в этом. А в том, что у большинства родителей нет такого удивления, в хорошем смысле — «А что это  за человек? » По отношению к своему ребёнку. Это удивление ещё присутствует по отношению к младенцу, или к маленькому ребёнку. А потом оно всё больше утрачивается. 

Однако Ваша дочь — это другой человек. Этот человек пришёл в мир. И вот, уже почти что вырос. Кто же она? Кем она станет..? 
Это вопросы всё. Именно вопросы. 

У Вас же есть на них уже готовые ответы. Или, точнее, ответы сплошные и есть. А вопросов нет.  Они, в любом случае, Ваши, эти ответы. А не её. 

Но, может быть, эти вопросы и попытки ответить на них у дочери уже назревают. Но Вы об этом не знаете. 

Вы пишете:
«У ребенка нет веры в себя.»

В действительности, это может быть совсем иначе. У неё «нет веры» не столько в себя, сколько в программу, которую Вы считаете хорошей. 
Но, на самом деле, ей лучше знать. Она же каждый день ходит в эту гимназию. 

Вы не пробовали посмотреть на ситуацию с такой стороны. 
С точки зрения Вашей дочери, ни несёте ли Вы полную чушь? Может быть, гимназия не такая уж хорошая, как Вам кажется? Или вообще, как может показаться со стороны. А если она не такая уж хорошая, тогда зачем там учиться????? 

Советы такие. Задавайте больше вопросов. Прежде всего, себе. И попробуйте узнать немного лучше, что за человек рядом с Вами? 
В подростковом возрасте это, кстати, ещё довольно легко доступно. Подросток нуждается в понимании и в друге, тем более — в лице взрослого. Если Вы уберете давление, и начнёте больше слушать, перед Вами  откроется новый мир. Не факт, кстати, что он Вам понравится. Но будет новым — это точно. 

Теряют детей тоже обычно в подростковом возрасте. Я имею ввиду, не физически, Боже упаси. Нет. Теряют контакт. Возможность контакта, взаимопонимания. И это может быть навсегда. Дальше восстановить уже сложно, очень трудновосполнимо. 

Так что, ещё один совет. Попробуйте стать Вашей дочери другом. Уже не столько даже родителем. 



30.05.23

Анна Медведева

Сейчас на сайте
Читать ответы

Константин Шумилин

Читать ответы

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store