проблемы с пересказом в школе - вопрос №586969

Здравствуйте! Проблема касается учебы племянника. Зовут Алексей, ему 11 лет. По всем предметам отличник. В этой четверти есть две 4 и две 3. Троики по истории и литературе. Письменные задания по данным предметам выполняет на пять, но вообще не любит или не может пересказ-ть (стихи рассказывает без проблем). Даже дома бесполезно «выбить» пересказ. Не знаем как ему объяснить/показать, что проблемывообще не существует. Последнее время, из-за оценок теряет интерес к учебе. Ему «плевать» на плохие оценки. Забросил муз.школу, не хочет посещать спорт.секции. Посоветуйте, что и как. Заранее спасибо. С уважением, Светлана.

Лучший ответ по мнению автора

Ув.Светлана.ищите причины.почему мальчик утратил интерес к прежним занятиям.Может это была ваша инициатива-спорт и музыка? помогите ему найти дело по душе.иначе «друзья из подворотни „ждут всегда освободившихся от дел. Тогда вовсе придется трудно. Чтобы хорошо перессказать.ребенок должен уметь выбрать главное в тексте и составить план перессказа. Это не всем удается. Попросите учителя помочь ему в этом.

23.03.13
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте Светлана.

Пересказ требует творческого воображения, а у мальчика скорее всего развито логическое мышление.Ему не сложно запоминать механически, то что нужно просто заучить, но там где требуется собственная интерпретация прочитанного или увиденного у него сложности.Ему важно осознать, для чего ему получать хорошие оценки, а «выбивать» из него знания не следует, получите обратный эффект, и через 2-3 года ребенок может перейти в разряд трудных.

Мудрости вам в отношении воспитания вашего племянника.

С уважением, Галина.

23.03.13

Здравствуйте, Светлана, на ваш основной вопрос уже замечательно ответила эксперт Галина, поэтому отвечу на последнюю часть вашего письма (ту, что является основной проблемой): ваш племянник активно протестует в ответ на завышенные требования и обесценивание его чувств: в семье на него оказывают довольно агрессивное давление, требуют того, что он не может дать: ведь если у ребёнка логическое мышление, то он при всём желании не сможет выдать пересказ собственными усилиями. Поскольку протест уже далеко зашёл (забросил муз.школу и секции), необходимо срочно принимать меры, иначе в 13 лет «выстрелит» трудный подросток со всеми прелестями этого явления. Как решить: во-первых, обозначьте, что проблема существует, во-вторых, начните говорить о чувствах, в-третьих, снижайте планку требований, всё это в общих чертах, без помощи психолога в данном случае не обойдётесь, т.к. проблема семейная — мальчик только лишь отзеркаливает то, что не желают осознавать и менять родители...

23.03.13

Это и не удивительно, раз дома пытаются «выбить» пересказ, доказываете, что проблемы не существует. Похоже, что проблема таки есть, и состоит она вовсе не в оценках и пересказе текста, а в отношениях в семье, и к нему в частности. Ведь есть же у него какие-то интересы, увлечения, но вряд ли за потребностью «выбивать» пересказы в семье это могут увидеть. Учеба для ребенка важна, но намного важнее поддерживать его в его увлечениях и замечать его потребности. Присмотритесь к тому, как общается мама с ребенком, что она от него хочет и какие цели преследует. Понаблюдайте за ребенком, к чему его тянет и чем он интересуется. Думаю, что вы заметите очень много разного и поймете, что нужно делать, чтобы помочь мальчику.

23.03.13

Здравствуйте, Светлана!

Ваш племянник вошел в младший подростковый возраст, который характеризуется бурным ростом, гормональной перестройкой организма.

Все это сопровождается быстро сменяющимися перепадами настроения и общего самочувствия, что неизменно отражается на поведении подростка. Подросток иногда не может сдержать своих эмоций и импульсивно их проявляет, после чего может искренне раскаиваться в этом. Эмоции подростка взрослыми часто характеризуются как «неадекватные», когда отмечается несоответствие выраженности эмоций вызвавшей их ситуации. Например, подросток может демонстрировать равнодушие к неуспехам в школе, в то же время, выдавая бурную реакцию из-за пустяка (побег из дома, нанесение самоповреждений и т.п. из-за конфликта дома или в школе). В основе такого поведения лежит действительно несоответствие – самооценки, как правило, низкой, и завышенному уровню притязаний. В результате такого несоответствия подростку часто кажется, что родители или учителя (значимые взрослые) «не понимают его», «плохого о них мнения».

По поводу пересказа.

Пусть взрослые попытаются объяснить важность этого навыка и научить его как это делать правильно.Пересказ формируют и тренируют память, развивают логическое мышление, способствуют расширению вербальной гибкости (то есть способности излагать свои мысли наиболее подходящими для данного контекста терминами).

Самый простой, и отнюдь не самый правильный и эффективный, метод традиционно используется самими учениками, не владеющими осознанными методами учения – это «зубрежка». Прочитал, пересказал близко к тексту – если ошибся, повторил ещё раз. Для развития механической памяти такой метод полезен, но к развитию умений учиться он имеет весьма далекое отношение.

Как же правильно запоминать и пересказывать тексты? Во-первых необходимо текст прочитать. Прочитать внимательно, вслух или про себя, не отвлекаясь и стараясь понять содержание текста. Если понимание текста вызывает затруднения, то необходимо текст прочитать ещё раз или прочитать те части текста, которые непонятны.

Затем необходимо текст разделить на несколько крупных частей, причем каждая часть должна содержать одну-две, максимум три главные мысли. И запоминать надо не сам текст, а его структуру, последовательность взаимосвязанных мыслей. Неплохо для успешного формирования этого навыка эти главные мысли в виде плана еще и записывать. Тогда включается не только зрительная, но и механическая память. А план этот можно держать перед глазами, когда текст пересказывается.

Когда текст понят и структурирован, необходимо еще раз его прочитать и затем уже пересказать, руководствуясь планом. И необязательно достигать дословного повторения заданного- главное, чтобы при пересказе были воспроизведены основные мысли и была сохранена их логическая последовательность.

При обучении пересказу необходимо использовать тот преобладающий тип памяти, который характерен именно для данного школьника. Надо выяснить- как лучше запоминает ребенок – зрительно или на слух, или может быть при чтении у него формируются какие то образы. И именно этот тип восприятия информации использовать для запоминания.

Успехов вам!

Не забудьте оценить ответ эксперта.Спасибо.

С уважением, Людмила.

23.03.13

Здравствуйте. Во-первых, надо внимательно присмотреться к характеру трудностей по истории и литературе. Что говорят учителя и какое внимание уделяется домашним заданиям по этим предметам. 

В пятом классе резко меняется контроль за домашними заданиями, поскольку меняется характер взаимодействия учителя с учениками. Реже проверяют, реже спрашивают, слабее контроль в целом. Вдобавок — сложнее материал. Предмет становится абстрактным и более теоретическим. 

Еще: дети в основном считают домашними заданиями только те, которые проверяются неизбежно. То есть, письменные и стихи. Историю могут не проверить и ученик постепенно перестает ее учить регулярно. Обратите внимание на эту особенность.

Материал в современных учебниках, как правило, плохо структурирован, поэтому его пересказывать действительно трудно. Даже взрослому. Цельного рассказа не получается. В этом тоже причина.

Учить пересказывать надо специально, так как дети привыкают заучивать дословно (зубрить). Один из способов — письменное изложение (можно на компьютере для мотивации) короткого осмысленного текста после одноразового прочтения. Заодно приобретается навык конспектирования. Десятилетние дети уже могут воспроизводить тексты на полстраницы. Для этой цели можно предлагать терапевтические сказки (в интернете много), которые еще и поучительны. Либо темы по истории.

О мотивации следует поговорить отдельно, так как это очень важный момент.

23.03.13

Здравствуйте Светлана! У Вашего племяника, возможно, трудности перевести внутренню речь во внешнюю, если как Вы пишете, он по этим предметам письменно хорошо все делает, поэтому, просите чаще пересказать его то, что ему интересно, например, просмотренный фильм, какой-то  увиденный эпизод, прочитанную интересную книжку, когда он научится свободно пересказывать то, что есму интересно, потом можно уже сконцентрироваться и на учебных предметах, которые ему пока не очень интересн.ы

23.03.13

Здравствуйте, Светлана!

Как учитель, дам некоторые рекомендации по работе над пересказом.

Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого ребёнка. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, переданы все основные факты и описания. Самостоятельность,  живость языка невозможны без выразительности. В перезказе должно отразится чувство ребёнка, его желание заинтересовать другтх, его отношение к тому, о чём он рассказывает, сопереживание героям. Вот этого надо добиваться. Качество пересказа зависит от того, как прочитан текст, произвел ли он впечатление на ребёнка, правильно ли он понят, восприняты ли образцы. Поэтому хорошо начать с  пересказа отдельных фрагментов, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы о событиях?». Качество пересказа зависит от того, как прочитан и разобран текст. Необходимо выделить главное в каждой части, пересказать ее более подробно.

Цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в своей профессиональной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное. Выборочный пересказ приучает извлекать из текста нужные фрагменты и передавать их точно, подробно.

Необходимо не давить на ребёнка, не заставлять, а заинтересовать. Этому может помочь иллюстрирование текста. Пусть ребёнок последовательно отразит в рисунках содержание разных фрагментов текста.  Иллюстрации развивают воображение, конкретизируют образы рассказа, делают его содержание более наглядным.

Вся эта работа при помощи взрослых поможет мальчику справиться с трудностями и поверить в свои силы. Не будьтеи излишне требовательны. Пусть мальчик чувствует любовь, поддержку родных и их уважение не зависимо от успехов в учёбе. Поддкржите его в тех занятиях, кторые ему нравятся.

Терпения и мудрости Вам!

Lika

Р.S. Уважаемые клиенты, не забывайте оценивать ответы наших экспертов, которые потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваши вопросы. Отметьте, пожалуйста, лучший ответ ЗВЁЗДОЧКОЙ

23.03.13

Не удержался добавить: внутренняя речь в этом возрасте практически не развита, поскольку является результатом интериоризации внешней монологической речи, то есть, вторична и для ребенка более сложна. Тем более, что в начальной школе характер письменных работ не сильно способствовал развитию монологической речи. В основном — списывание.  

Аналогично и о «логическом мышлении». 

23.03.13

Здравствуйте.

Вашу проблему решит хороший репетитор. 

24.03.13

Добрый день. Светлана, вы- замечательная тетя))) Пересказ -это одна из сложных деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально, начиная с младшего возраста:

*прослушивать произведение,

*понимать его основное содержание,

*запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста,

*осмысленно и связно передавать текст.

Светлана, вам стоит учить племянника пересказу. Структура обучения примерно следующая:  

1.Сначала расмотрите иллюстрации (они есть в инете) пусть мальчик сам (или с вами их поищет)

2.Затем пусть он первично прочитает произведение. Нужно целостное восприятие художественного произведения. 

3.Далее. Анализ и запоминание содержания текста племянником, определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей.. 

 4. Повторное чтение с  последующим пересказом.

5. Предложите  с помощью игрушек  (и т.д.) разыграть маленький спектакль.

Так же используйте следующие эффективные методы обучения: 

а)план пересказа, который составьте вместе с мальчиком; 

б)пространственные модели, фиксирующуе наиболее существенные части текста;

б)метод проектов, пусть сделает проект по художественному произведению))) 

Светланка, запомните самое главное — обучение пересказу должно быть леким и веселым, интересным и захватывающим)))

Мудрости вам. Лидия.

 Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою  воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов. Помните, профессиональный взгляд эксперта на вашу проблему может не совпасть  с вашим мнением о ней, но это не повод ставить эксперту  минус

24.03.13

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Юлия

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store