Добрый день! Очень нужна Ваша... - вопрос №951765

Добрый день! Очень нужна Ваша консультация. Моей дочери 11 лет, учится в 5 классе, с 1 по 4 класс почти отличница, любимый предмет математика. Она левша, со всеми вытекающими отсюда последствиями. У нее замедленный темп письма, в начале года года не успевала записывать за учителями, было ощущение, что пишут два разных человека — где пишет быстро — масса грамматических ошибок,хотя прекрасно знает как пишется слово, спрашиваю, почему так написала, отвечает «спешила, нужно было быстрее писать». Сейчас вроде с этим справились. Но возникла другая проблема — на уроках математики они почти каждый урок пишут самостоятельную работу, решение примеров. Открываю тетрадь, «тройка», в элементарных примерах на деление и умножение масса ошибок. Почему? Ты ведь прекрасно считаешь, даже в уме — «не успеваю, времени всего 15 минут», хотя если пишут контрольную работу на весь урок с более сложными задачами, заканчивает ее раньше времени и оценка «пять». Пробовала разговаривать с учителем, пыталась объяснить, что у левшей мозг работает несколько по другому (прочитала на эту тему массу литературы), ответ «К этому возрасту уже должен сформироваться навык быстрого письма, времени вполне достаточно, другие же справляются, а как она будет в 11 классе ЕГЭ сдавать, там ведь также лимит времени.» А если навык быстрого письма у моей дочери -левши никогда не сформируется? Как быть, смириться с тем, что у дочери «тройки» за самостоятельные, которые влияют на четвертные оценки, хотя предмет она знает очень хорошо, с легкостью усваивает новые темы? Но ведь у ребенка пропадает мотивация. Заранее благодарна за ответ. С уважением Морозова Наталья.



Дополнение автора от 13.02.14 11:30:12

Огромное спасибо за ответы. Но мы не ругаем свою дочь ни за плохой почерк (что есть, то есть), ни за плохие оценки, не предъявляем к ней завышенные требования.  Наоборот, настраиваем на позитив. Да и учителя к ее почерку претензий не предъявляют, единственное — выход за поля. Когда не требуется спешка, она пишет очень грамотно, у нее для ее возраста очень обширный словарный запас. У нее нет никаких навязчивых движений. Учителя у нас в классе достаточно доброжелательные, ребенку нравятся. Из школы приходит веселая, делится впечатлениями, и в школу идет с желанием. Дома при подготовке домашнего задания по математике даже не всегда считает в столбик, делает вычисления в уме. И не справляется она именно с 15минутными самостоятельными, простейшими примерами на вычисление, но с ограничением по времени. Похоже на цейтнот — или писать быстрее, или правильно считать, но только одно из двух. При сравнении контрольной, которая длится целый урок, с достаточно сложными заданиями, и самостоятельной на 15 минут с элементарными примерами складывается впечатление, что их выполняли два разных человек. Математика вообще у моей дочери любимый предмет, в 3 и 4 классах она участвовала во всероссийской математической олимпиаде и занимала 2 и 1 место в школе, набирала достаточно высокое количество баллов. А задания там далеко выходят за рамки школьной программы. Как-то сложно поверить во временное 15-минутное отупение ребенка. А по русскому языку все в порядке. История и природоведения, где учителя говорят быстро — там масса ошибок, но к орфографии там никто претензий не предъявляет, да и мы дома ошибки исправляем. Причем я прошу дочь по буквам произнести слово, которое она неправильно написала — произносит без ошибок. А почему так написала? — Спешила.

Похоже, что левши у нас до сих пор нечто непознанное и непостижимое. Каждый из них либо пытается как-то приспособиться, либо смириться с непониманием их окружающими и уйти в свой мир. Хорошо еще, что их как в средние века, не сжигают на кострах и даже не переучивают писать правой рукой. А как работает мозг человека — хоть правши, хоть левши, еще надолго останется загадкой.

С уважением Наталья Морозова. Очень приятно пообщаться с грамотными специалистами!

Ответы

Добрый день, Наталья! Я так думаю, что у Вашей дочери есть скрытый страх допустить ошибку во время письма. И сформировался он во время обучения письму. Выясните во время беседы с ней и вспоминая, заставляли ли Вы ее писать более правильно, более красиво, более внимательно и т.п. Возможно учитель повлиял таким же образом. Вероятней всего сейчас вопрос не в скорости ее мозга, а в навязчивом желании писать «более». Если выяснится, что мои предположения верны дайте знать.

13.02.14

Добрый день, Наталья!

Безусловно, ваши предположения относительно мозговой деятельности вашей дочери имеют место быть. Однако мне кажется, что здесь дело в другом. Ведь, подумайте, в целом, 15 минут все-таки достаточно для решения и написания задачи. Учитель опять же, не с неба взял эту цифру. Скорее всего, проблема именно в страхе. Только, на мой взгляд, это не стремление «быстрее писать», а «боязнь не успеть решить».

Знаете, есть такой феномен, называется «детская школьная невротизация», которая и провляется в страхе быть неуспешным, отстутствием нормального общения с учителем. Но, главным признаком являются физические проявление: почесывания, подергивания, потряхивания ногами и руками. Но эти феномены проявляются только в невротизирующей обстановке ( то есть школе). попробуйте уточнить у классного руководителя поведение ребенка в школе. И кстати, в 5 классе у многих детей происходит так называемая адаптация, что может усложнять процесс обучения. (При переходе в среднее звено, меняется стиль обучения, появляется много новых предметов и учителей, что требует привыкания и адекватного восприятия). 

также обратите внимание на письмо дочери дома, в спокойной обстановке и в школе. Но для объективной оценки возьмите тетради не по русскому языку, а те предметы, которые не требуют срочного написания. Если разница заметна, то это будет означать, что все же школа приводит ребенка в нервное напряжение. 

Для снятия этих симптомов ребенку нужна доброжелательная позиция дома. Вы можете помочь ребенку с уроками, поиграв в школу, где возьмете на себя роль учителя. Ваша задача показать ребенку, что школа — место, где не стоит переживать. Обратитесь к психологу за помощью. Еще лучше, если ваша дочь будет ходить на развивающие занятия для снятия нервного напряжения. 

успехов Вам!

С уважением, Ирина

13.02.14

Здравствуйте Наталья! Вам лучше всего обратиться к нейропсихологу, т.к. у левшей часто нарушены межполушарные взаимодействия, которые и приводят в таким нарушениям, как трудности в концентрации внимания,  трудности в переключении внимания. После занятий с нейропсихологом подобные нарушения уходят.

С уважением.

13.02.14

Ольга Мараева

Сейчас на сайте
Читать ответы

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store