Известные Бии и Батыры 17-18 века и их роль в борьбе за сохранение единства Казахского Ханства. - вопрос №1872983

Лучший ответ по мнению автора

Бии – это народные советчики, посредники в спорах, акыны и ораторы высшего порядка, знатоки, магистры адата – народного права в исламском мире – и общественных традиций. С древнейших времён биев избирали, потом профессия эта стала передаваться по наследству. Тобе би(главный, старший би) как правило исполнял функции судьи, а рядовые Бии функции адвоката и прокурора одновременно.

Бий — в просторечии переводится как судья. Это не совсем точно. Судья действует строго по предписанному регламенту и должностной инструкции. Бии у казахов в XIX в. Слабо подчинялись инструкциям. В своих действиях они руководствовались нормами обычного права и занимались узким кругом дел, выделенных из российского делопроизводства. Бий XVII-XVIII в. – это человек с широким кругом полномочий. Это, скорее, наставник, пастырь, знаток обычного и международного права у казахов, советник у хана. Но известно, что в истории есть примеры, когда авторитет биев стоял выше авторитета хана. Во времена Казахского ханства главные Бии, избранные от имени жузов, играли решающую роль в упорядочении и решении вопросов внутренней политики. Точнее говоря, ханская власть выполняла обязанности реализации решений совета биев. Если провести параллель между той властью и сегодняшней, то власть биев напоминала структуру нынешней парламентской системы управления.

Однако для биев более важное значение имело решение гражданских дел, межродовых взаимоотношений, сношений с другими народами. Для них важно было значение норм права ханов и султанов. Отсюда Бии должны были держать в памяти и знать примеры решения различных дел в прошлом. Свои доводы они обязаны были подкреплять фольклором, а при состязательности сторон – своей блестящей речью, остроумием и логикой убедить в правоте своих решений. А так как не каждый бий мог в достаточно полной мере продемонстрировать всю полноту этих качеств, то и значение их было различно.

По данным исследователя Н. Торекула, в истории казахского народа насчитывается более 100 крупных биев, ораторов – беков, являющихся крупными политическими деятелями своего времени.

14 мая 1993 г. Казахстан отметил 33-летие со дня рождения одной из замечательных фигур в истории казахского народа – Толе би – легендарного советника Тауке хана, человека, который первым задумался о единстве раздробленного на племена, роды, жузы народа. Он является первым идеологом казахской государственности, непревзойденным оратором, просветителем, философом, политическим деятелем, автором многочисленных стихотворных притч и одним из соавторов свода закона – «Жеты жаргы». Имя Толе би в срветскую эпоху замалчивалось официальной исторической наукой, но поколениями передавалось в народе из уст в уста как символ справедливого и мудрого защитника простых людей.

Толе би Алибек-улы(1663-1756гг.) родился в Шуйском районе на джайляу Жайсан нынешней Жамбылской области. Кроме неё, ещё две области претендуют на то, чтобы считаться родиной Толе би. Шымкентская – на территории которой, по преданию, он родился, и Ташкентская, где он провёл последние годы жизни, был правителем этого города и где он похоронен. Толе би читал по-арабски и по-персидски. С 15 лет он принимал участие в решении сложнейших вопросов, выделялся справедливостью, ораторской способностью, железной логикой мышления при решении споров. Он был учителем, воспитателем целой плеяды батыров и ханов во главе с Аблай ханом, который организовал победоносный поход казахов против джунгар. Толе би от имени старшего жуза участвовал в составлении свода законов обычного права «Жеты жаргы» и играл важную роль в составлении этой «Степной конституции».

Каз дауысты-Казыбек би Келдибек улы (1665-1765гг.) родился на берегах Сырдарьи. Молодость провёл в регионах Каратау и Улытау. По данным казахской летописи, он происходит из рода аргын(каракесек) Среднего жуза. Он находился при ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете, Аблае. Один из организаторов борьбы с джунгарами. В 40-х годах способствовал освобождению из плена хана Аблая. Вместе с ханом Семеке принимал клятву на верность России. В 60-х годах Цины пытались привлечь его на свою сторону. Однако он отказался от подданства Китая и, более того, ориентировал в этом смысле хана Аблая. Прах Казыбек би захоронен в мавзолее ходжи Ахмета Ясави в городе Туркестане.

Айтеке Байбек-улы (1681-1737гг.)- крупнейший оратор и бий, выходец из Младшего жуза. Пока ещё точно не установлено место рождения бия. По одним преданиям, он родился на берегах реки Келес под Ташкентом. По другой версии – родился Айтеке между Бухарой и Самаркандом. Похоронен в урочище Сейткул в горах Нурата Республики Узбекистан. На кладбище Нурата раздельно похоронены казахские, узбекские, каракалпакские ханы, Бии, беки, тюре и ишаны. В 1995 году было отмечено 3000-летие города Нурата. Эта юбилейная дата способствовала открытию многих исторических тайн. Отцом Айтеке был батыр Акша, дядей – батыр Жалантос- правитель Самарканда, дедом – Сейткул – все известные в истории батыры. До 12 лет он воспитывался у отца хана, учился с детьми дяди в медресе в Бухаре. В 24 года стал бием рода торткара, а в 30 лет избирается старшим бием Младшего жуза, членом Совета биев.

Этим трем знаменитым личностям суждено было стать первыми, кто задумался об объединении казахов. Что же объединяло этих очень разных людей?

Толе имел взрывной, активный, энергичный характер вождя. Казыбек – не лишенный дара врачевания и одновременно талантливый политик, акын. Айтеке – честный, сурового склада человек, всегда однозначно принимавший бескомпромиссные решения. При всей разности, конечно, главными были совместимые точки характеров, которые определили союз этих государственных мужей для последующего единения казахов и совместной борьбы разноплеменного народа против страшного джунгарского нашествия.

Являясь всенародно признанными духовными вождями, они одновременно были политическими организаторами, при необходимости – военачальниками, неподкупными судьями. И суд свой вершили на виду у всего народа, чутко прислушиваясь к его мнению. А главным оружием биев было Слово. Высокие, наполненные философским смыслом, как бы инкрустированные поэзией, их речи передавались из поколения в поколение, воспитывая тот самый дух народа, которым он вправе гордиться. Именно Бии проповедовали вековые традиции, выражающие мир, духовное согласие, о которых столь часто говорим мы сегодня.

И еще одна важная деталь. На примере института биев возможно предопределить исторически обоснованный демократический путь развития своего народа и государства. Казахи не знали крепостного права. Степные викинги – тюрки – здесь как бы повторяют в своем историческом развитии скандинавские народы, которые после бурных веков походов и завоеваний с достаточным успехом построили у себя нынешнюю модель демократии.

09.03.16
Лучший ответ по мнению автора

Владимир

Сейчас на сайте
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > История
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store