При решении задачи необходимо ответить на следующие вопросы: • Какие нарушения развития характерны для данного ребенка? • Каковы причины имеющихся нарушений? Имеют ли место у данного - вопрос №5448582

Задача 1. Мальчик В., 8 лет, поступил в психоневрологическую больницу в связи с тем, что, со слов педагога, не справляется с учебой, на уроках невнимате­лен, легко отвлекается, быстро устает, не может сидеть спокойно. Семейная обста­новка неблагоприятная – отец злоупотребляет алкоголем. Беременность протекала нормально, роды срочные, но длительные (6 суток) в связи с узким тазом.

Родился с деформированной (продолговатой) головой. Ходит с 1 года, первые слова – около 2 лет, к 3 годам говорил хорошо, чисто, правильными фразами. В раннем детстве перенес корь, скарлатину, паротит. В дошкольном возрасте был любознательным, чрезмерно подвижным. В школе с 7 лет. Учением не интересо­вался, не слушал объяснения педагога, залезал под парту во время урока. В играх проявлял большую инициативу, сам придумывал игры...

По физическому развитию немного отстает от своих сверстников. Со стороны внутренних органов и нервной системы патологии не отмечается. При беседе с вра­чом легко вступает в контакт, по-детски ласков, обнаруживает хорошую практиче­скую ориентировку, правильно оценивает семейную ситуацию.Запас школьных сведений очень мал, читать не умеет, но элементарный счет удовлетворителен (без привлечения конкретного материала). Быстро освоился в новой среде. Легко всту­пает в контакт с детьми и персоналом, чрезмерно подвижен, непоседлив, суетлив, не может спокойно посидеть на месте, стремится бегать, прыгать. Любит шумные, подвижные игры, быстро переключается с одной игры на другую. Легко внушаем, в своем поведении следует примеру других детей. К классным занятиям интереса не проявил, стремился к играм, не мог длительно сосредоточиться во время урока, жа­ловался на усталость. Охотно рассматривал яркие картинки и оживлялся, когда чи­тали сказки… (Из наблюдений:Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1965. Т. 3).

Задача 2. Игорь Н., 16 лет. Начиная с уроков истории, очень заинтересо­вался Древним Египтом. Много читает по истории Египта и по истории вообще. Свободно оперирует обширным запасом знаний в этих областях, считая это основ­ной своей ценностью. Систематически занимается иностранными языками и читает иностранную научную литературу в подлиннике. Рационален, предпочитает обще­ство взрослых, занимающихся гуманитарными науками. В школе склонен к нравст­венным поучениям соучеников и учителей, подчеркивая принципиальные различия в мировоззрении и знаниях между собой и всеми остальными. Холодно учтив… Склонен интерпретировать собственное поведение, прибегая к широким историко-философским обобщениям… (Из наблюдений: СкроцкийЮ.А. Нарушения поведе­ния у детей и подростков.– М., 1981).

Задача 3. Мальчик родился от беременности, протекавшей с сильной рво­той, отеками, головными болями. В конце беременности мать перенесла тяжелое простудное заболевание, принимала много лекарств. Худож­ница по профессии, она до последнего дня беременности вела светскую жизнь, много работала, курила и не отказывалась от рюмки вина. «Я же свободная женщина, не хочу, чтобы беременность лишала меня свободы», – говорила она.

Раннее развитие ребенка было своевременным, но он много бо­лел. Во время болезни (и особенно при высокой температуре) у него начинался бред и галлюцинации, он плохо засыпал, испытывал страхи, что-то видел, куда-то в ужасе бежал, иногда возникали судорожные подергивания мышц рук и ног. С 3-4-летнего возраста эти явления стали проходить, но мать заметила, что ребенок плохо переносит жа­ру, духоту, езду в транспорте, быстро устает, не выдерживает даже незначительного психического и физического напряжения. Если ребе­нок простужался, то болезнь протекала длительно, потом он никак не мог прийти в себя, становился еще более утомляемым и вялым.

Мальчик был повышенно суетлив, несобран, раздражителен, плаксив. Все это стало особенно заметным, когда он пошел в школу; быстро уставал, к концу урока плохо соображал, становился непосед­лив. Продуктивность его была неравномерной; если он не уставал, то учился хорошо, все интеллектуальные процессы у него были нормаль­ными, память не страдала. Но стоило утомиться, не отдохнуть, как он плохо усваивал новое, с трудом запоминал, становился неусидчи­вым и несосредоточенным, внимание его рассеивалось. Мать заметила также, что если сын днем не поспит или слишком поздно ложится спать вечером, все эти явления усиливаются, он «встает с левой ноги», даже бывает драчлив. Был двигательно неловок, неуклюж, из-за этого часто становился мишенью насмешек со стороны сверстников. Обид­чивый и вспыльчивый, он в ответ на легкие обиды и иронию начинал драться. Во время этих драк ему доставалось больше всех: однажды, например, его толкнули, он упал и ушиб голову. В больнице он про­был неделю в связи с сотрясением мозга, кружилась и болела голова, несколько раз была рвота, постоянно чувствовал себя уставшим. По­том эти явления уменьшились.

Учился мальчик все хуже и хуже. Это стало очевидным в IV клас­се, когда нагрузка возросла и мальчик, помимо занятий в общеобра­зовательной школе, стал дополнительно учить иностранный язык (по инициативе матери, мечтавшей, чтобы сын говорил по-английски). В связи со всем этим его направили на консультацию к врачу. Ребен­ку было назначено соответствующее лечение, даны лечебно-педагогические рекомендации, которые неукоснительно выполнялись, и через 2 года мальчик был совершенно здоров. (Из наблюдений: Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.,1992).

Задача 4. 14-летний подросток, у которого с раннего детства был церебрас-тенический синдром, жил в тяжелых условиях: отец пьянствовал, скан­далил, выгонял сына из дома. Мальчик большую часть времени про­водил в обществе детей с трудным поведением, тяжело переживал не только безобразное поведение и пьянство отца, но и то, что сам он был физически слаб, быстро уставал, не мог наравне со здоровыми детьми бегать и играть. В нем развивалось чувство своей неполноцен­ности. Из-за скандалов дома и отсутствия элементарных условий уче­ник не мог регулярно готовить уроки, лечиться, не имел возможности даже выспаться, не мог нормально отдыхать. И без того чрезмерно раздражительный и вспыльчивый, он стал еще более взрывчатым и конфликтным. Общаясь с трудными подростками, стал подражать их поведению, легко возбуждался, дрался. Однажды вместе с другими детьми забрал деньги у какого-то пьяного, а когда тот стал сопротив­ляться, избил его:«мстил отцу за его издевательства». Постепенно менялось настроение. Стал более грубым, мрачным, пропускал заня­тия в школе, курил. (Из наблюдений: Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992).

Задача 5. К психологу обратилась учительница русского языка по поводу «ужасного» почерка одного семиклассни­ка, в чем она усматривала вызов и неуважение к себе. Наблюдения психолога за этим школьником показали, что мальчик отличался крайней двигательной не­ловкостью и неумелостью. У него были неприятности не только с учительницей русского языка, но и с преподавателями физкультуры и труда, уроки которых он прогуливал, что, по-видимому, было связано с тем, что на этих уроках он был хуже всех. Преподаватель физики неплохо относился к мальчику, но строго-настрого запретил ему даже близко подходить к приборам. Беседа с матерью мальчика выявила, что он с раннего детства часто падал, не мог дер­жать равновесия, с большим трудом овладевал двигательными навыками. (Из наблюдений: Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991).

Задача 6. Преподаватель начальной школы обратил внимание психолога на первоклассницу, которая, по его мнению, была умственно отсталой и нуждалась в переводе во вспомогательную школу. По ха­рактеристике педагога, девочка не могла усвоить даже простейших школьных знаний и совершенно не владела социальными навыками (могла, задрав юбку, почесать ногу во время урока, выйти без разрешения из класса и т. п.). Наблю­дения за поведением девочки на уроках как будто подтверждало мнение учи­теля. Однако психолог заметил, что на переменах она ничем не отличалась от других детей: наравне со всеми участвовала в играх, затеях, оживленно болта­ла с подружками. Было решено провести психологическое обследование. Оно выявило следующее. Выполнение всех заданий, непохожих на школьные (суб­тесты Векслера «Сюжетные картинки», «Недостающие детали», «Кубики Кооса», «Понятливость» и др.), было на уровне возрастной нормы. Тогда же, когда задание психолога было похоже на школьное (посчитать, написать что-то, про­честь фразу из учебника), девочка совершенно не могла с ним справиться и как бы даже не понимала, чего от нее хотят. Из беседы с девочкой психолог узнал, что до школы она жила с бабушкой в маленькой деревне. Девочка не посещала детский сад, с ней никто специально не занимался, в результате чего ребенок оказался совершенно не готов к школе, не имея к семи годам со­ответствующих учебных и общекультурных навыков. Придя в I класс москов­ской школы, девочка с самого начала не могла выполнять, а часто и понять требования учителя, не успевала за общим темпом работы класса. В резуль­тате девочка выработала своеобразную защитную реакцию – «отключаться», да­же не стараясь понять, в чем состоит задание учителя. Вместе с тем психо­логическое исследование показало, что уровень психического развития девочки соответствует возрастной норме, у нее развита игровая деятельность, девочка хорошо общается со сверстниками. Специальные занятия, организованные пси­хологом, помогли достаточно быстро снять страх перед школой и выработать навыки письма и счета. Эта работа и последующее подключение к ней воспи­тателя группы продленного дня способствовали тому, что в течение полугода девочка стала нормальной «средней» ученицей. (Из наблюдений: Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991).

Задача 7. Семилетний мальчик с ранних лет отличался крайней возбуди­мостью и вспыльчивостью: если что-то делалось не по нему, он быстро обижался, дрался и был неудержим в своем стремлении отомстить обидчику, чаще всего мнимому. Мальчик помнил обиды по 2-3 меся­ца, что совсем несвойственно детям. Злопамятность, мстительность, жестокость, возбудимость, драчливость – все это бросалось в глаза тем, кто хотя бы ненадолго сталкивался с ним. Особенно страдали от неуравновешенности ребенка его родители и бабушка, которых он терроризировал почти постоянно, припоминая обиды многомесячной давности и изощренно мстя за них. Во всем остальном мальчик ничем не выделялся: он был физически и интеллектуально развит так же, как и сверстники, мало болел, не ушибался головой и т. д. В детском саду о нем говорили: «умный мальчик, но характер ужасный».

Когда ребенок пошел в школу, первое время он держался спо­койно, но потом начались почти постоянные ссоры с одноклассниками. Во время этих конфликтов мальчик начинал драться, переставал да­вать себе отчет в своих поступках, вел себя как психически больной. Однажды во время драки, вспыхнувшей из-за его стремления навести «порядок» в классе, мальчик разозлился и от злости стукнул одно­классника в глаз, из-за чего тот едва не ослеп. Вот тут педагоги и потребовали от родителей, чтобы те проконсультировали сына у дет­ского психиатра. При выяснении особенностей ха­рактера у ближайших и отдаленных родственников пациента врач об­наружил, что у подавляющего большинства из них имелись точно такие же свойства личности, в карикатурной и монолитной форме выраженные у мальчика. То, что было разбросано в характерах мно­жества людей разных поколений, причудливо комбинировалось в облике мальчика. Наследственное происхождение нарушения тут не вы­зывало сомнений. (Из наблюдений: Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992).

Задача 8. У 8-летнего мальчика указанные в предыдущей задаче свойства характера также проявлялись с раннего детства, но с 7-8-летнего возраста они имели некоторую тенденцию к уменьшению. Помимо возбудимости, жестокости, стремления навязать окружающим свою волю, невозможности отсрочить получение удовольствия («у него один принцип – вынь да положь», как говорила его мама) и многих дру­гих психопатических черт, у пациента имелась также повышенная утомляемость, истощаемость, частые головные боли, плохая перено­симость жары, духоты, езды в транспорте и другие признаки церебрастенического синдрома. (Из наблюдений: Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992).

Задача 9. Люба Ю., ученица II класса. Девочка родилась от первой бере­менности. Роды тяжелые, девочка была в течение месяца в условиях стационара.

В детстве болела простудными заболеваниями, в настоящее время у Любы заболевание почек. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту; зрение, слух – без видимых нарушений.

Девочка дисциплинированная, к учебным предметам относится серьез­но, старательно. Учебный материал усваивает, с заданиями учителя справ­ляется самостоятельно. Любимые предметы Любы – чтение, изобрази­тельное искусство. В свободное время предпочитает читать, рисовать.

Внимание устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Девочка не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ей тре­буется время. Объем внимания достаточный – 2 – 3 объекта. У девочки преобладает непроизвольное внимание.

Люба некоторые явления окружающей действительности восприни­мает неполно, но знает меру времени, называет последовательность событий. Чувствует форму и величину предметов. Расположение предме­тов в пространстве определяет правильно. При наблюдении за предме­тами и явлениями видит и называет основные изменения.

Представление девочки неполное, фрагментарное. Хорошо и быст­ро запоминает стихи, хуже рассказы, сказки. Узнает известное в новом материале. Точно воспроизводит занимательный, интересный материал, но часто не соблюдает последовательности.

У девочки развита преимущественно зрительная память, причем пре­обладает память механическая. Мыслительная деятельность ученицы до­статочно активна, но суждения даются с трудом, причинно-следственные зависимости устанавливает слабо. Затруднений в выполнении сравнения нет. Сложнее дается анализ, синтез. Абстрактные понятия и явления не всегда доступны. Выводы делает с помощью учителя.

Люба хорошо понимает обращенную к ней речь. При том что темп речи у нее нормальный, словарь развит недостаточно. Монологическая речь связная, выразительная. Девочка умеет поддержать тему разговора, отвечает на вопросы, сложнее для нее задать вопрос. (Из наблюдений: ГонеевА.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2002).

Задача 10. Мать обратилась в Окружной центр социально-медико-педагогической помощи Москвы по поводу пониженной обучаемости сына, ученика 2 класса (программа массовой школы). Ребенок растет в полной семье.

Развитие до 5 лет протекало без особенностей. В пятилетнем воз­расте, находясь вместе с детьми дошкольного образовательного учреждения на да­че, за какой-то невинный проступок был наказан и закрыт в чулане. Поскольку ни­кто из персонала не заметил отсутствия мальчика, он пробыл там в течение суток. Мать, навестившая его спустя две недели после случившегося, заметила, что ребе­нок стал молчаливым, мало шутил и не выражал радости по поводу ее приезда. Од­нако она не придала этим фактам никакого значения. Только спустя несколько ме­сяцев на основании сведений от других детей и их родителей мать узнала о слу­чившемся. В последующие два года в поведении сына мать не отмечала каких-либо перемен. Ребенок учится с 7 лет на «3» и «4», тихий, незаметный. С детьми дружил, однако привязанностей ни к кому не проявлял.

Начиная со 2-го класса, у ребенка нарастали трудности в учебе. Мать стала заме­чать, что он бывает каким-то рассеянным, задумчивым, жалуется на трудности по отдельным предметам, главным образом по математике. Отмеченные перемены также подчеркивала его учительница. По рекомендации классного руководителя мать обратилась с сыном в указанный Центр.

При первой беседе у ребенка выявлены пониженное настроение, трудности ос­мысления, снижение аппетита и трудности засыпания. Отмечены явные затруднения в беседе, односложные ответы. Со слов ре­бенка, такое состояние «тянется» в течение 1-1,5 лет с заметным усилением в по­следние 2-3 месяца.

На фоне лечения при повторных бе­седах контакт с ребенком стал заметно свободнее. Отметил, что с улучшением на­строения лучше соображает. Рассказал также, что в детстве был закрыт в чулане, после чего испытывал страхи (закрытого помещения, перед темнотой). Однако на фоне лечения состояние улучшается. Благодарит врача за успешное лечение.

Спустя 2 месяца с начала лечения стал успевать на «4» и «5», хотя по математике успехи не выше «4». (Из наблюдений: Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию. – М.,2000).

Задача 11. Влад С.,9 лет, ученик 2-го класса массовой школы г. Белгорода. Из беседы с мамой выяснилось, что в детстве имел диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) и ММД (минимальная мозговая дисфункция). В настоящее время наблюдается у невропатолога.

Проживает в полной, благополучной в материальном отношении семье. Помимо мамы и папы в семье с ними проживает психически нездоровая бабушка, которая постоянно вмешивается в воспитание ребенка и не реагирует на просьбы родителей не баловать ребенка. В семье авторитетом для Влада является папа, с мамой отношения складываются не всегда благополучно. Он может на нее кричать, не слушаться, обзывать ее даже в присутствии детей класса и посторонних взрослых.

Взаимоотношения с одноклассниками натянутые, постоянных друзей нет. С детьми Влад бывает вспыльчив, в играх не уступчив, предпочитает, чтобы все было так, как хочет он. Иногда малейший раздражитель со стороны может вывести его из равновесия. Тогда он начинает кричать, может встать и убежать из класса, совершать неадекватные поступки, например, запереться в раздевалке и оттуда издавать громкие нечленораздельные звуки. После таких моментов долго приходит в себя.

На уроках Влад не усидчив. Спокойно высидеть и воспринимать учебный материал способен только на первых двух уроках, после этого до конца дня может ничего не делать, заниматься своими делами, черкать в тетрадях и отвлекать рядом сидящих одноклассников. Во время уроков может встать и ходить по классу, на замечания при этом практически не реагирует или реагирует с раздражением.

По своему развитию Владик довольно начитанный и рассудительный ребенок. Особенно обширные знания имеет в области астрономии. Чрезвычайно хорошо развиты фантазия и воображение. У Влада хорошо развиты творческие способности: он очень любит рисовать и работать с бумагой («оригами»), однако его рисунки и поделки имеют одностороннюю направленность, связанную с техникой.

Математика: хорошо владеет счетными операциями, умеет решать задачи, при этом самостоятельно работать может только непродолжительное время, дальше необходим постоянный контроль со стороны учителя.

Русский язык: У Влада слабо развита мелкая моторика рук, поэтому отсутствуют навыки каллиграфического письма (почерк размашистый, буквы выходят за строку). Письменные работы выполняет неаккуратно и не в полном объеме. Может не дописывать предложения или слова. Очень низкая работоспособность, быстро утомляется.

Литературное чтение: техника чтения – 110 слов в минуту, пересказ текста выполняет достаточно хорошо, имеет навык выразительного чтения художественного текста.

На уроках Влад часто отвлекается, требует к себе постоянного внимания учителя. Если перестать обращать на него внимание, тогда он прекращает вообще что-либо делать и начинает заниматься посторонними делами. На замечания и просьбы реагирует только после неоднократного повторения. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Если у него что-то не получается, начинает сильно нервничать и кричать. При индивидуальных занятиях материал усваивает довольно легко.

Влад имеет достаточный запас знаний, соответствующий его возрасту. Имеет хорошую способность к обобщению, умеет устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Трудность вызывает у него способность выделять существенные признаки предметов и явлений. Не всегда способен воспринимать инструкцию с первого раза, иногда ее необходимо повторить 3-4 раза. Внимание рассеянное, не устойчивое. При выполнении заданий постоянно съезжает на посторонние темы, проявляет чрезмерную заумность. Память развита хорошо, соотношение зрительной и слуховой памяти одинаковое. Произвольная сфера развита недостаточно, имеет низкий уровень развития саморегуляции, с трудом способен контролировать свои эмоции.

По личностным характеристикам имеет следующие особенности: недоверчив, обособлен, замкнут. Обидчив, не способен скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдается эгоцентризм, упрямство. Эмоционально остро реагирует на свои неудачи, испытывает психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке и условиям жизни. Часто бывает нетерпелив, легко возбудим, реактивен. Влад проявляет независимость, настойчивость, стремится доминировать над окружающими. Имеет сильно развитое воображение, проявляет мечтательность, нереалистичность. Часто имеет пониженное настроение. Не способен контролировать свое поведение, отличается повышенной нервной напряженностью.

(Из собственных наблюдений: Психолого-педагогическая характеристика на учащегося 2-го класса Влада С.).

Задача 12. Светлана Ч., ученица 7 класса коррекционно-развивающего обучения массовой школы. Света родилась от второй беременности, раннее развитие протекало нормально. Когда девочки было три года, изменился материальный и социальный статус семьи – отца сократили на работе, он никуда больше не сумел устроиться и запил. Впоследствии он скончался, оставив Свету и ее старшего брата на попечении матери.

Мать Светы образования не имеет, работает, когда и кем придется. В момент проведения собеседования со Светланой мама работала на рынке реализатором мелкоштучного товара. В учебных достижениях дочери мама не заинтересована: ей абсолютно безразличны неуспехи Светы, в беседе с психологом она сетовала на обязательность девятилетнего образования, иначе она давно бы забрала Свету на рынок торговать. В семейной обстановке мама очень жесткая, даже жестокая: у девочки выбиты два передних зуба после очередных «воспитательных мероприятий» мамы. Учителя школы предпочитают самостоятельно воздействовать на девочку и минимизировать вмешательство мамы, поскольку оно всегда носит предельно экстремальный характер (избиение, запирание дома с невозможностью посещения даже школы).

Несмотря на подавляющее воспитание, Света является чрезвычайно активной и независимой девочкой. С ее слов, она в этом мире никого и ничего не боится, кроме матери. На уроках девочка спокойно сидеть не в состоянии: она постоянно к кому-то поворачивается, комментирует все происходящее в классе. Способна надерзить учителю. С одноклассниками постоянно конфликтует, поэтому девочки избегают с ней общаться. Мальчишки ее побаиваются, но оказывают ее знаки внимания как достаточно привлекательной особе женского пола.

В учебной деятельности у Светы большие проблемы. Несмотря даже на обучение в классе КРО, она не справляется с программным материалом и является неуспевающей по ряду основных предметов. Наибольшие трудности вызывают дисциплины естественнонаучного цикла. Гуманитарные предметы даются легче: любит литературу, особенно учить наизусть стихи, с удовольствием отвечает по истории. Однако интерес к учебе проявляет крайне редко и эпизодически. Света отличается довольно бедным словарным запасом, причем ее подростковый сленг весьма примитивен. Она часто не может подобрать нужного слова или сравнения, предложения простые и неразвернутые. Память у девочки средняя, она долго бормочет в процессе запоминания. Внимание неустойчивое, причем наблюдаются колебания внимания в процессе урока: учителя жалуются на постоянные «выключения» Светы по ходу урока.

Характерной особенностью Светланы является ее постоянное стремление быть в центре внимания. Она является заводилой всех беспорядков в классе и, по-видимому, получает от этого большое удовольствие. (Из собственных наблюдений).

27.03.24
0 ответов
Вопрос закрыт

Евгений

от 100 p.
Сейчас на сайте
Читать ответы

Михаил Александров

от 0 p.
Эксперт месяца
Читать ответы

Андрей Андреевич

от 70 p.
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store