Здравствуйте! С детства, а это 80-е годы, я ходил в храм свт. Николая г. Моршанск. В то время людей мало было в храме, практически ни кого на службе не было, кроме священника, дьякона, трёх-четырёх пожилых монахинь и два-три прихожанина. В храме стояла такая благоговейная тишина и мир, что даже страшно было пошевелиться, боясь нарушить эту Божественную тишину в которой чувствовалосьслужение этих людей и сонма святых ангелов. Перед службой в армии я чудом попал в только что открывшийся Санаксарский монастырь, где в течение года проходил различные послушания. После этого я объездил пол мира, был ни раз на Святой земле, Синае, в Риме, Бари и множества других святых мест. А в России и Украине постоянно бываю в лаврах и монастырях. Сейчас я живу в Москве. Теперь я редко, где нахожу такую благоговейную атмосферу в храме. Люди гуляют по храму во время службы, крутятся, разговаривают. Практически в каждом храме есть женщины которые приходят туда, как в клуб на тусовку, поиграть свечами на подсвечнике, сопровождая это разговорами между собой во время службы. А если такую херувиму попытаться успокоить, то можно получить этим же подсвечником по голове и долго выслушивать о том сколько лет они тут тусуются и как я посмел их тут учить. Правда, когда появляется на амвоне священник или дьякон, то они тут же принимают на себя вид смиренных и кротких агнцев. Вчера я был в Сретенском монастыре, эти наседки на стульчиках возле алтаря мирно воркуя во время всей службы и чтения Святого Евангелия не обращают ни на кого внимания. Я долго искал в Москве храм где у прихожан осталось ещё благоговение к храму Божию. Их не много. Я год уже езжу за 50 км через всю Москву в Храм святителя Николая на Трёх Горах, где настоятель протоиерей Всеволод Чаплин. Храм, где мало прихожан и служба совершается священниками, дьяконами и хором с должным благоговением. Но и здесь есть две женщины у подсвечников, которые ведут себя также, мешая прихожанам своей суетой и болтовней сосредоточиться на молитве, не обращая внимания на Божественную Литургию, а только принимают вид покорных агнцев, как только на горизонте показывается священнослужитель. Меня всегда возмущало такое поведение в храме Божьем. Еле сдерживаю себя, чтобы не взять и не вывести этих хулиганок за шиворот на улицу. Я возмущался у себя внутри говоря: Ну почему же священники ни подействуют на них, почему они допускают такое? И как бы на мой вопль души Господь ответил незамедлительно. Неделю назад я был на Святой Литургии в Донском монастыре, служба была в храме Серафима Саровского, служил протоиерей, который обратившись к народу с проповедью сказал следующее: В конце 80-ых он служил в Дивеево в маленьком храме (переделанном из дома в котором жил священник) на источнике в честь иконы Казанской Божьей Матери. По обычаю он перед службой исповедовал два-три часа и люди от долгого ожидания уставали и начинали вместо того, что бы молиться и готовиться должным образом перед Святыми Таинствами, начинали болтать и суетиться. И вдруг одна бесноватая женщина повернулась к ним и бес грубым, зловещим голосом начал говорить ( хотя рот у неё был закрыт): «почему вы ведете себя так в храме Божьем, как вы смеете себя так вести? Видите эту женщину, я вошел и живу в ней, потому что она тоже так вела себя». Люди услышав испугались и утихли сразу. Но, как сказал с грустью священник, через несколько минут все стали продолжать тоже самое, болтовню и суету, забыв что находятся в храме Божьем, а не на базаре. Сегодня в храме на Трёх Горах, священник говорил замечательную проповедь, а эти две основные постоялицы храма стоя прям у амвона перед священником не переставали болтать. В нутри у меня поднялся сильный гнев на них, и священник, к моему удивлению, как будто услышал меня, прервал проповедь и попросил их замолчать (конечно кротко и со смирением). И вот завершая мой не совсем короткий рассказ, но поверьте это искренний, многолетний крик души, я прошу Вас посоветовать мне, как поступать в этих случаях, когда это происходит рядом? Как погасить в себе этот гнев, который наносит душе моей рану, возмущает ум и отгоняет тишину и мир души?.. Прошу ваших святых молитв обо мне. Раб Божий Михаил.
Михаил, корень всех страстей, в том числе и гнева, заложен в природе ветхого человека. Ваши духовные поиски заставляют вас искать той сладостной внутренней тишины и благоговения, которое испытало ваше сердце в детстве, которым усладился и запомнил ваш Дух. Это для вас стало настоящим сокровищем, драгоценностью сердца. Вы ищите настоящей веры, стремитесь к подлинной свободе, которую обещал своим последователям Сам Князь Тишины — Христос. Но пребывая в храме, ваш разум возмущен и полон негодования от оскорблений, которые наносят своим поведением некоторые прихожане, предаваясь греху пустословия. Соединенные чувства раздражения и печали вызывают у вас еще большую досаду и препятствуют внутренней молитве. Страсти возникают там, где соединяются две «резонирующие» части одного целого. Вы пытаетесь уйти от гнева и пустословия, а вам «подбрасывается» ситуация, которая заставляет выявить внутри вас «незамеченный» вашим разумом тот же гнев. Ваш гнев вырывается наружу и вы не знаете как остановить себя. А суть дела в том, что в «ветхом человеке» от Адама все мы пребываем, связанными между собой плотью, страстями и пороками,… ходим в темноте, крича о помощи… Христос, же призывал к вхождению к Новому Человеку, для которого уже создан Отцом Новый Град, Иерусалим, в котором будут пребывать в Новой Жизни, все удостоены и очищенные, все засвидетельствовавшие в «ветхом» Истину и поборовшие по мере тьму неведения, возвеличившие Дух над телом в соединении с разумом. Праведник часто не видит греха брата, потому как пребывает в Духе, а «возвращаясь в тело», прощает и молится за него. И этим он утверждает Истину и Любовь. К этому и вам нужно стремиться. Не упускайте шанса ни в чем засвидетельствовать свою веру — в вашем рвении к поиску духовного или в прощении греха неведающего. Потому как вы уже перешли ту грань и вкусили сладостный плод, но укоренившиеся страсти тянут вас обратно. Если вы стали замечать это в храме и возникает чувство, о котором вы пишите, значит ваше сердце «оттаивает»; теперь вам нужно его согреть — Любовью. Не превозносите себя, свою веру, о всех путях заботится Пастырь. Вы же идите своим путем, спаситесь сами и спасутся возле вас. Перейдите на новый уровень постижения Первой и Второй Заповеди Христа. Помощью вам будет ваше смирение, от которого бегут все разжения. Помните: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь Рим.12;19. При этом, желательно подобные проявления не допускать в храме и изгонять из числа проявляющих без смущения таких «верующих», поскольку «вера» их мала, а грех не раскаян.
Здравствуйте Михаил! Можно много написать вам на ваш вопрос, но не буду. Скажу коротко, словами Христа: «Отче, прости их, ибо не ведают, что делают» Если вы в молитве к Богу, сможете получить откровение, к этим словам, вы сразу же получите ответ на свой вопрос и уже не сможете гневаться или злится, на этих несчастных «пустословов». А что касается благоговения к храму, то этого не нужно искать. Благоговение должно быть только перед Богом. То, что вы не испытываете этого состояния, совсем не говорит о том, что Бог не присутствует на служении. Сосредотачивайтесь на словах священника, а не на том, разговаривает ли кто то или нет. И помните еще то, что храм, это не место только для святых, но и для грешников, которые не могут вести себя чинно и благопристойно. Любите таких и уважайте, как показал нам пример, сам Христос. Помните первого мученника Стефана? Когда его побивали камнями, он этого даже не замечал, а думал и молился о том, что бы Бог принял его. На самом деле вы отвлекаетесь не потому, что они ведут себя так, а потому, что ищете не самого Бога, а той тишины, которую вы испытывали раньше. Подумайте над этим со все честностью, к самому себе.
Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте Михаил! Можно много написать вам на ваш вопрос, но не буду. Скажу коротко, словами Хрис..." на вопрос http://www.liveexpert.org/topic/view/473588-vpr. Можно с вами обсудить этот ответ?