Хабаровский край

Здравствуйте ! В бухгалтерском балансе организации уже 12 лет находится кредиторская задолженность. Первичные документов (договора с контрагентами ,... - вопрос №1512209

акты сверки, накладные, счета-фактуры и пр.) отсутствуют. Может ли налоговая при текущей проверке обязать организацию списать кредиторку? Или санкции налоговая не сможет применить с учетом такого длительного нахождения кредиторки в балансе, отсутствия первичных документов и ограничения глубины проверки тремя годами? И если санкции возможны, какими они будут? С уважением, Владимир.

Ответы

Здравствуйте!

12 лет, это очень много. Срок исковой  давности по взысканию кредиторской задолженности составляет 3 года. Когда к Вам последний раз обращался кредитор за взысканием задолженности? Вам нужно точно установить дату истечения срока давности по ее взысканию и уже от этого смотреть налоговые риски.

Основанием для пристального внимания налоговой будет результат инвентаризации и списания этой задолженности. Если срок давности можно установить, и налог на прибыль с нее Вы должны были уплатить более трех лет назад, возможно можно применить и здесь истечение срока давности: в силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении неуплаты налога, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение. Поскольку, исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Но оптяь таки, налоговая может налог начислить, и это можно обжаловать в суде.

Если установить срок этот невозможно, тогда последствия будут другие.

Вопрос неоднозначный, по нему много судебной практики как в плюс, так и в минус. Но, если сумма задолженности существенная, будет смысл судиться.

Исходя из позиции Минфина России и налоговых органов отсутствие первичных документов, подтверждающих образование кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, не освобождает организацию от обязанности учесть данную задолженность во внереализационных доходах при исчислении налога на прибыль.

Как свидетельствует арбитражная практика, решение может быть вынесено в пользу налогоплательщика, если суд придет к выводу, что без первичных документов, на основании одних только документов бухгалтерского и налогового учета, невозможно достоверно проверить истечение сроков давности по спорной кредиторской задолженности, определить ее размер.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

К доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Согласно п. 18 ч. 2 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Порядок списания кредиторской задолженности в бухгалтерском учете организации регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 99/9, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999.
Внереализационными доходами являются суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, включается в доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (глава 3 ПБУ 9/99).
Согласно пункту 78 Положения суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

В соответствии с п. 4 ст. 271 НК РФ доход в виде кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/38).

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. При этом в силу ст. 203 ГК РФ его течение прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Следовательно, кредиторская задолженность учитывается по истечении срока исковой давности при условии, что с момента последнего истребования долга прошло не менее трех лет (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2015 N Ф06-19346/2013).

Обязанность отразить сумму кредиторской задолженности в доходах не зависит от проведения инвентаризации задолженности и издания приказа (распоряжения) о ее списании. Данная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 17462/09.

Абзацем 6 п. 1 ст. 248 НК РФ предусмотрено, что доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ), а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Законодательством (в частности, ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ)) не установлено обязанности по уничтожению документов после истечения срока их хранения, а лишь предоставлено право в дальнейшем не обеспечивать их сохранность (при отсутствии в них необходимости).

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии с положениями ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

Исходя из вышеприведенных норм НК РФ для формирования налоговой базы налогоплательщик должен иметь первичные документы. В их отсутствие исчисление налога невозможно.

Первичными учетными документами признаются документы, подтверждающие факты хозяйственной жизни, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).

По мнению Минфина России, просроченная кредиторская задолженность учитывается в составе внереализационных доходов по данным инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководства организации (Письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/38, п. 1 Письма Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/894).

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 29.09.2009 N 16-15/100975.

Согласно Письму УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 N 20-12/121646 организация-должник должна включить кредиторскую задолженность с истекшим сроком давности во внереализационные доходы для целей налогообложения прибыли, даже если документы по финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе банковские документы, кассовые ордера, договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерская и налоговая отчетность, отсутствуют, а наличие и размер задолженности установлены на основании данных бухгалтерского баланса.

В практике арбитражных судов вопрос о документальном подтверждении дохода в виде кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности не находит однозначного решения.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2015 N Ф06-19346/2013 судьи признали правомерным доначисление налога на прибыль в отношении числящейся на балансе общества кредиторской задолженности с истекшим сроком давности. Суд отметил, что отсутствие у общества первичных документов (не сохранились в связи с истечением срока их хранения) не освобождает его от ответственности за правильность отражения (неотражения) в налоговой отчетности хозяйственных операций.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.12.2013 по делу N А49-132/2013 судьи пришли к выводу об обязанности общества включить суммы невостребованной кредиторской задолженности в периоде истечения срока исковой давности. Ссылки общества на непроведение инвентаризации задолженности, на неиздание приказа о ее списании, на отсутствие первичных документов в отношении спорной кредиторской задолженности были отклонены судом как не относящиеся к обстоятельствам, освобождающим налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате налога на прибыль с кредиторской задолженности, срок исковой давности для взыскания которой истек.

Вместе с тем решение может быть вынесено в пользу налогоплательщика, если арбитражный суд приходит к выводу, что сведения, содержащиеся в бухгалтерском учете, не могут быть приняты в качестве однозначного и достаточного доказательства наличия кредиторской задолженности, истечения срока исковой давности, а также размера данной кредиторской задолженности.

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.08.2014 N Ф09-4531/14 судьи пришли к выводу о неправомерном включении инспекцией во внереализационные доходы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, поскольку при отсутствии сведений о возникновении задолженности, утраты первичных документов, возможности ее частичной оплаты нет возможности определить ее размер, налоговый период, в котором она должна быть учтена.

В Постановлениях ФАС Поволжского округа от 21.06.2011 по делу N А72-1707/2010, от 04.05.2010 по делу N А12-18114/2009 судьи исходили из того, что при отсутствии договоров, актов сверки и иных первичных документов невозможно сделать вывод о периоде возникновения задолженности и, соответственно, дате начала течения срока исковой давности. Приказ о списании данной задолженности руководителем общества не издавался ввиду отсутствия первичной документации. При отсутствии приказа (распоряжения) руководителя о списании кредиторской задолженности отсутствуют основания для начисления инспекцией налога на прибыль на сумму кредиторской задолженности. При этом судьи сослались на правовую позицию Президиума ВАС РФ, содержащуюся в Постановлении от 15.07.2008 N 3596/08, согласно которой при отсутствии приказа (распоряжения) руководителя о списании кредиторской задолженности отсутствуют основания для начисления инспекцией налога на прибыль на сумму кредиторской задолженности.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 09.06.2014 N Ф09-3267/14 судьи пришли к выводу, что данные бухучета организации-налогоплательщика не позволяют точно установить размер спорной кредиторской задолженности. Определение инспекцией сумм кредиторской задолженности арифметическим путем с учетом осуществленных налогоплательщиком исправительных проводок, без проверки первичных документов свидетельствует о необоснованности вывода о занижении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль именно в указанном инспекцией размере.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-7954/10-С2 судьи отклонили доводы налогового органа о том, что наличие непогашенной кредиторской задолженности подтверждается документами бухгалтерского учета. Суд пришел к выводу, что при отсутствии первичных документов, подтверждающих основания и период возникновения указанной кредиторской задолженности, срок начала течения исковой давности не подтвержден. В отсутствие договоров, актов сверки и иных первичных документов невозможно сделать вывод о периоде возникновения задолженности и, соответственно, дате начала течения срока исковой давности и истечении его в проверяемом периоде, в связи с чем отнесение инспекцией данной кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов и начисление налога на прибыль являются необоснованными.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.01.2013 по делу N А19-11729/2012 пришел к выводу, что без первичных документов, на основании одних только документов сводного бухгалтерского и налогового учета, невозможно проверить истечение сроков давности по спорной задолженности, определить конкретные календарные даты истечения сроков исковой давности применительно к каждой хозяйственной операции.

Ссылки инспекции на акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими кредиторами, бухгалтерскую справку, справку о кредиторской задолженности, книги продаж, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности были отклонены судом, поскольку данные документы не подтверждены первичными учетными документами, подтверждающими наличие задолженности по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам. Из справки о кредиторской задолженности, книг продаж, расшифровок дебиторской и кредиторской задолженности невозможно установить даты возникновения обязательств и проверить истечение сроков исковой давности, поскольку в отношении спорной задолженности в них не указаны даты возникновения обязательств, сами по себе ссылки на счета-фактуры (являющиеся документами, необходимыми для налогового учета при исчислении НДС) в отсутствие первичных документов не подтверждают даты фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по делу N А11-67/2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу N А55-7302/2013, от 31.10.2011 по делу N А65-6367/2011.

28.07.15

Vita

Читать ответы

Надежда

Читать ответы

Krionika

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Бизнес > Бухучет, налоги
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store