Ульяновская область

Президент РФ издал указ, в соответствии с которым он имеет право назначить глав исполнительной власти субъектов Федерации.Проанализируйте решение Конституционного Суда РФ по этому вопросу. - вопрос №1436455

Лучший ответ по мнению автора

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом (Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации»). В ст. 18 этого Закона установлено, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами, проживающими на территории этого субъекта РФ, за исключением случаев, когда избрание его специально созываемым собранием представителей закреплено Конституцией (уставом) субъекта РФ на момент вступления данного Закона в силу. Причем положения конституций (уставов) отдельных субъектов РФ, закрепляющие предлагаемую Президентом РФ модель избрания высших должностных лиц регионов, уже рассматривались Конституционным Судом РФ с целью их проверки на соответствие Конституции РФ. Так, более восьми лет назад Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. N 2-П были признаны не соответствующими Конституции РФ аналогичные положения Устава Алтайского края. Суд отметил, что хотя Конституция РФ не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ее ч. 2 ст. 3 предусматривает, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти». Из взаимосвязи ч. 2 ст. 3 со ст. 32 Конституции РФ вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно. Положения же Устава Алтайского края превращают законодательное собрание в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей. Это противоречит Конституции РФ, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П были признаны не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Алтай о необходимости согласия законодательного органа республики для назначения высшим должностным лицом исполнительной власти своих заместителей. При этом Суд отметил, что «глава Республики Алтай является высшим должностным лицом, которое получает свои полномочия не от законодательного органа, а непосредственно от народа», а рассматриваемое положение Конституции Алтайского края «является чрезмерным вмешательством законодательного органа власти в прерогативы всенародно избранного высшего должностного лица, главы исполнительной власти». Эти Постановления сформировали весьма однозначную позицию Конституционного Суда РФ: в положениях конституций (уставов) субъектов РФ, которыми устанавливается избрание высших должностных лиц не гражданами непосредственно, а представительным органом власти субъекта РФ, усматривается несоответствие Конституции РФ. Более того, отмена выборов губернаторов противоречит ст. 10 Конституции РФ, согласно которой «государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Во-первых, являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти; выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ, обеспечивает необходимое согласование деятельности ветвей власти, позволяющее бесперебойно существовать всему государственному организму. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Однако путем внесения соответствующих поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Президент РФ фактически отобрал у народа высшее непосредственное выражение его власти — право на свободные выборы (см. комментарий к ч. 3 ст. 3 Конституции РФ), а по сути — отобрал часть суверенитета, ведь согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.
03.04.15
Лучший ответ по мнению автора

Абакумов Евгений

от 0 p.
Сейчас на сайте
Читать ответы

Buh

от 500 p.
Эксперт месяца
Читать ответы

Игорь Анатольевич

от 500 p.
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store