Добрый день. Вопрос -- о кодексе поведения на детской площадке. Мой сын (2,5 года) -- чересчур деликатный. Всем делится, с легкостью отдает и -- к...маминому переживанию -- всегда уступает. Видит, что - вопрос №1573371

И тем не менее… Конфликт — он бежит ко мне за помощью или уходит. Боюсь за него в детском саду, куда мы начинаем ходить через месяц… Это первый момент. Второй — объясните, как поступать в конкретной ситуации. На площадке сын катается на чужой машинке. Подбегает мальчик (НЕ ХОЗЯИН), и пока сын замешкался, садится на машину. Мама мальчика не реагирует никак, я объясняю сыну: «Не надо было отдавать, если хотел кататься». Через секунду подходим к песочнице, он рывком забирает чужую лопатку у девочки. Я тут же: «Нельзя забирать чужое, не спросив». Он смотрит на меня растерянно, я в педагогическом провале: то забирай, то не забирай. Вот как ему объяснить разницу: ведь и в первом и во втором случае игрушка была чужая? заранее спасибо.

Ответы

Доброе утро.  Елена, позвольте несколько комментариев по вашему сообщению, надеюсь, они помогут вам выбрать правильную стратегию в воспитанию вашего ребеночка.
Ваше «кодексе поведения на детской площадке… Он смотрит на меня растерянно, я в педагогическом провале: то забирай, то не забирай. Вот как ему объяснить разницу: ведь и в первом и во втором случае игрушка была чужая»
Комментарий. Такого кодекса нет и быть не может. поведение ребенка на общей детской площадке определяются: возрастом ребенка, культивируемыми в семье правилами поведения, родительскими требованиями к поведению ребенка.
Рекомендации. Вам с мужем стоит определить:
а)ваши требования
(что можно и что не надо делать)к поведению ребенка (дома и вне дома)  -они должны быть одинаковы, просты и понятны для малыша, например, чужое брать не надо, чтобы поиграть чужим-нужно спросить разрешения у хозяина и т.д.-это позволит вам не ставить такого маленького ребенка в ситуацию противоречия (не всякий взрослый может оценить её адекватно, а у малыша еще нет жизненного опыта);
б)важные личностные качества, которые хотели бы видеть в своем ребенке, например, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, коммуникабельность и т.д. и рефексировать их в действиях и поступках ребенка, например,
*учите ухаживать за домашними растениями (поливать их, вытирать пыль с листьев и др) -это будет формировать у ребенка трудолюбие, ответственность и т.д.;
*оснащайте его безконфликтными методами решения возникающих проблем (у него же нет жизненного опыта и того диапазона общения, как у вас) -этим будете формировать коммуникативные навыки общения и решения возникших конфликтных ситуаций и так далее.
Ваше «Боюсь за него в детском саду, куда мы начинаем ходить через месяц»
Комментарий. Ваш страх уже заранее настраивает и накручивает вас на неизбежные «трудности и беды», которые обязательно должны будут случиться с вашим ребенком в детском саду. Ваш страх, как показывает практика, только усугубит и осложнит процесс адаптации ребенка к детскому саду. Ребенок, чувствуя ваш страх (а эмоциональная связка у матери и ребенка до трех лет сильнейшая) будет выдавать вам «на гора» океан слез и причитаний, направленных на то, чтоб вызвать у вас жалость, и вернуть его в привычные в домашние тепличные условия.
Рекомендации. Вам стоит:
*проработать ваш страх (основа- материнский инстинкт), как минимум, вы должны понимать, что воспитатели детского сада стараются не допускать не справедливости, учат деток безконфликтному общению, уступать друг другу и т.д.;
*продумать и осваивать уже сейчас вашу модель поведения,  которую вы будете применять и в период адаптации ребенка к детскому саду, и к которой ребенок должен привыкнуть, иначе ваша новая модель поведения, в  период адаптации к детскому саду, станет для малыша дополнительным стрессом.
Помните, решить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист. Мудрости вам.
31.07.15
Здравствуйте, Елена. 
Вы пытаетесь понять, каким должно быть отношение к детским игрушкам, подразделяя их на свои, чужие и игрушки «третьего лица» — взял у девочки чужую лопатку (не вашу, но и не девочкину, а чью-то еще). Попробуйте упростить вашу классификацию — игрушки на детской площадке бывают ваши и чужие (неважно, чья лопатка — этой девочки или третьего ребенка, важно что она не ваша, и с ней сейчас играет эта девочка). И все. И так становится намного проще. 
А дальше вырабатывайте правила отношения к своим вещам (делиться — почему нет, если вашему малышу так удобно, если это его не расстраивает — учитесь дифференцировать свои и его эмоции (мама переживает, а сын?), не делиться, если в этот момент игрушка ему очень нужна и он ей играет (учите сказать «нет» — это моя лопатка, я играю этой лопаткой, она мне нужна, я тебе ее не дам), защищать, когда пытаются отнять, нести ответственность за свои игрушки (уходя домой, подойти к детям и забрать свое (я ухожу домой, отдайте мне мои игрушки). Поначалу у малыша, возможно, не будет это получаться — приходите на помощь, проговаривайте дружелюбно детям это вместе с ним, в «тяжелых» случаях обращайтесь к их родителям.
Можно также научить сына меняться игрушками (я тебе дам свою лопатку, а ты мне дай свое ведерко), поиграли — поменялись обратно.
Что касается чужих игрушек (любых не ваших) — всегда спрашивать разрешения у играющего. И если это игрушка третьего лица, дети сами могут сказать об этом (это не моя лопатка, а Петина), тогда ищем Петю и спрашиваем у Пети, а потом снова договариваемся с играющим ребенком. Или просим на время поиграть или предлагаем поменяться.
В детском саду ситуация обычно проще. Там все игрушки общие. И задача воспитателей в том числе и в том, чтобы научить малышей делиться, меняться, играть вместе, договариваться. Поверьте, в саду работают специально обученные этому люди, поэтому волноваться вам по этому поводу не имеет смысла.

Всего вам доброго.
31.07.15

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store