Тамбовская область

Передача авторских прав. - вопрос №2468317

Здравствуйте. Была написана книга (текст набирался на компьютере) в 20011 году в типографии был заказан издание данной книги в количестве 300 экз. в данный момент я хочу передать все права на это произведение юридическому лицу, подскажите как лучше это сделать.
И главное как подтвердить сейчас да и с последующим свое авторство (то что я написал данную книгу и мог передать все права на нее)?

Лучший ответ по мнению автора

Вы придали содержание текста публичности. Данный факт станет подтверждением, что в этот день произведение действительно существовало в том виде, в котором его представил автор. Казалось бы, зачем регистрировать авторские права на него?

«Виноватый» автор

А теперь представьте следующую ситуацию: плагиатор по всем правилам подает заявку на регистрацию авторского права, получает приоритетные права и соответствующую правовую защиту, а после подает на вас же в суд за то, что без его разрешения вы осмелились придать публичность «его» интеллектуальный труд.

Тогда вашему юристу придется доказывать, что именно вы – создатель произведения. А плагиатор, вооружившись мощным юридическим сопровождением, станет утверждать, что написал этот труд именно он, а вы похитили экземпляр и присвоили авторство.

Почему судья должен верить вам, а не ему? Тем более, что суд руководствуется не собственными эмоциями, а положениями законодательства, в первую очередь Законом РФ «Об авторских и смежных правах».

В случае необходимости ваш юрист подключит экспертов, которые смогут сверить «авторские стили» ваш и оппонента. Но это очень сложная и дорогостоящая экспертиза. Поэтому автор будет чувствовать себя уверенно только в случае, если сразу же после завершения создания произведения, не откладывая, зарегистрирует его:

  • поставит под ним свое авторское имя (реальное или псевдоним);
  • заявит права на него;
  • укажет время создания интеллектуального труда.

Депонирование

Зарегистрировать авторское право можно с помощью депонирования. Для этого нужно обратиться к юристу, который поможет подать заявку в Российское авторское общество (РАО).

Авторские права на произведение не подлежат государственной регистрации, и депонирование не может считаться равносильным актом. Однако суд, принимая решение, должен опираться на документы и неоспоримые факты, способные подтвердить вашу позицию.

1. В момент подачи заявки на депонирование данное произведение находилось в руках у автора.

2. Именно вы передали свой интеллектуальный труд для депонирования, и есть подтверждение:

  • что вы получили права на произведение раньше, чем другой претендент на авторство;
  • что вы смогли использовать книгу по своему усмотрению раньше кого-либо другого.

Подтверждением ваших прав будет служить выданное в РАО свидетельство. Ваш юрист, имея на руках такой «козырь», обязательно выиграет дело.

Что потребуется для депонирования?

Документы должны быть представлены в соответствующей форме и содержать нужную информацию.

1. Допускается представление текста:

  • в напечатанном виде;
  • в электронном виде.

2. Должно быть обозначено время его создания.

3. Потребуется представить аннотацию, но это условие не обязательное.

4. Если есть соавтор, тогда должна быть указана доля творческого участия каждого из создателей произведения (в процентном отношении).

5. Отсылаются копии паспортов и автора, и соавторов.

6. Иногда юрист указывает на потребность предоставления дополнительных сведений.

Оформление доверенности

В определенных ситуациях автор не может самостоятельно заняться сбором и отправкой документов. К тому же творческим личностям труднее, чем обычным гражданам, общаться с чиновниками из разных ведомств, добиваясь получения нужных справок.

Ведь умышленная или неумышленная волокита со стороны ответственных лиц возмущает, раздражает, вызывает протестный настрой. А это не сопутствует благоприятному исходу дела. Лучше всего сразу поручить юристу сбор, составление и отправку документов, оформив доверенность:

  • у нотариуса;
  • у уполномоченного лица по месту работы (учебы);
  • в ЖЭКе, обслуживающем доверителя;
  • в лечебном учреждении, если доверитель находится на стационарном лечении.

Составление заявки

1. Потребуется представить 2 идентичных экземпляра книги. Требования:

  • формат А-4;
  • высота шрифта 14;
  • нумерация всех страниц (также и титульного листа);
  • односторонняя печать на лицевой стороне.

2. Нужно подписать каждый лист. Подписи должны поставить:

  • автор;
  • соавторы, если такие имеются;
  • ваш юрист, если вы сами не имеете возможности поставить подписи.

3. Кроме подписи, на титульном листе депонируемой работы должны быть указаны:

  • в полной форме Ф.И.О. автора и соавторов;
  • название книги;
  • вид произведения;
  • дата создание и время завершения создания произведения.

Нижнюю часть титульного листа оставляют свободной. На этом месте будут произведены отметки о депонировании.

4. Нужно подписать аннотацию. Хотя бы на одном экз. должна стоять подпись автора, каждого из соавторов, юриста. Подписывается титульный лист аннотации.

5. За депонирование полагается оплатить пошлину.

6. Полученное Свидетельство юрист передает автору.

И все же, стоит ли защищать свои авторские права?

Конечно, если вы уверены, что ваша книга или научный труд изначально не будут иметь успеха, тогда зачем нужно защищать права, которыми не придется воспользоваться, таким надежным способом?

Однако многие произведения приносят авторам колоссальные доходы и славу, так что следует изначально позаботиться о защите своих законных авторских прав. В дальнейшем, при передаче права на продвижение этого произведения, потребуется оформить договор с издательством.

ПЕРЕДАЧА ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА 

 

Как уже говорилось, у автора могут быть как имущественные, так и личные неимущественные права. Личные неимущественные права тесно связаны с личностью самого автора.

А раз так, то переход их к другому лицу невозможен. Имущественные же права могут переходить от одного лица к другому. Они могут переходить от работника к работодателю, если работником создано произведение в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение). Переход имущественных прав возможен также по наследству. Автор и сам может распорядиться своими имущественными правами, передав их на основании договора.

 Передача авторских прав оформляется договором. Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Автору, как известно, принадлежит широкий круг правомочий. Автор может предоставить другому лицу либо одно из прав, либо несколько сразу. Возможно огромное количество вариантов объема и условий передаваемых прав.

Более того, предоставляемые права распространяются на определенную территорию. К тому же, в силу различных международных соглашений, права автора охраняются не только на территории России. Например, автор может передать одному лицу право на воспроизведение своей книги на территории России и одновременно заключить соглашение с иностранным лицом о передаче права на перевод на территории другой страны.

Надо отметить, что не только автор может заключать договоры о предоставлении прав. Стороной в договоре, предоставляющей права, может быть не автор, а какое-либо иное лицо (в случаях, когда имущественные права автора уже кому-то им переданы).

Закон предусматривает ограничения имущественных прав, то есть случаи, когда любое лицо может использовать произведение без согласия правообладателя на такое использование, но с выплатой вознаграждения либо без такового. Однако данные случаи нельзя рассматривать в качестве передачи прав, это лишь исключения, при которых бездоговорное использование произведений не будет признаваться нарушением. Никаких имущественных прав у лиц, пользующихся этими исключениями, не появляется.

Закон различает два вида авторского договора.

  • Авторский договор о передаче исключительных прав. «Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам». Другими словами, если автор предоставил другому лицу какие-либо исключительные права (либо одно из прав, либо несколько прав, предусмотренных Законом, то сам автор уже не может передать эти же права другому лицу. Более того, заключение такого договора означает, что лицо, которому передаются исключительные права, само, вместо автора, будет запрещать другим лицам пользоваться теми же правами, что и те, которые были переданы по договору. В общем, такое лицо вправе отслеживать нарушения переданного ему права другими лицами. При этом автор не вмешивается до тех пор, пока не выяснится, что такое лицо, несмотря на нарушения переданных ему прав, само не осуществляет их защиту. В этом случае автор сам вправе осуществлять защиту переданных исключительных прав.
  • Авторский договор о передаче неисключительных прав. «Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и/или другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом». В этом случае автор передает права и тем не менее вправе передать эти же права другому лицу. Таким образом, передаются неисключительные права, а автор или иной правообладатель считается обладателем исключительных прав, что четко указано в статье. Более того, за автором сохраняется право на защиту переданных по договору прав. Соответственно, лицо, которому права передаются, в случае выявленного нарушения должно обратиться к автору.

Важное положение: «Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное». Бывает, что стороны в договоре не указывают, какие права передаются (исключительные или нет). В такой ситуации Закон недвусмысленно говорит о том, что в таком случае передаваемые права считаются неисключительными.

Авторский договор должен обязательно содержать ряд условий. Если они не предусмотрены в нем, то договор считается не заключенным. К существенным условиям авторского договора Закон относит:

  • способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору;
  • размер вознаграждения и/или порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;
  • порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Стороны договора могут также определить и иные условия, которые сочтут существенными для данного договора.

Что касается срока, на который передается право, то он должен содержаться в авторском договоре. Если все-таки стороны его не предусмотрели, то действует следующее правило: договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

То же самое касается и условия о территории, на которую передается право, — оно должно содержаться в договоре. Если же его нет, то действие передаваемого права ограничивается территорией Российской Федерации.

При определении объема передаваемых прав не допускается расширительное толкование: «Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными». Другими словами, сторона не может ссылаться на то, что некоторые права стороны подразумевали передать, — передаваемые права должны быть прямо перечислены в договоре. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.

Вознаграждение может быть определено в авторском договоре:

  • в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения;
  • в виде зафиксированной в договоре суммы, если невозможно установить вознаграждение в виде процента от дохода в связи с характером произведения или особенностями его использования;
  • иным образом, если опять же невозможно установить вознаграждение в виде процента от дохода в связи с характером произведения или особенностями его использования.

Таким образом, законодателем расценивается вознаграждение в виде процента за соответствующий способ использования произведения как в наибольшей степени соответствующее интересам автора. Предусмотрена еще одна гарантия: «Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров — Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы» (п. 3 ст. 31 ЗоАП). Более того, если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения. Это еще более защищает имущественные права автора (право на вознаграждение).

Естественно, что правообладатель не может передать прав больше, чем имеет сам. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Имеется в виду, что сторона в договоре, получившая от автора некоторые права, может заключить еще один договор с третьим лицом о передаче тех же прав лишь в случае, если такое право предоставлено ей самой первоначальным договором.

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Таким образом, все договоры, в которых предусматривается, что автор предоставляет другой стороне не только права на уже существующие произведения, но и на все те, которые он создаст в будущем, не действительны, то есть не порождают каких-либо правовых последствий. Однако автор может взять на себя обязательство создать конкретное произведение и передать права на него по авторскому договору заказа, о нем речь пойдет ниже.

Закон защищает и будущее творчество автора: «Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным». Точно так же и все другие условия авторского договора, противоречащие положениям Закона, являются недействительными, то есть не порождают правовых последствий.

Авторский договор может быть заключен в одной из двух форм: письменной или устной.  Закон предусматривает возможность заключения авторского договора и в устной, и в письменной форме, при этом максимально ограничивая применение сторонами устной формы. В устной форме может быть заключен только авторский договор об использовании произведения в периодической печати (статьи и письма, направляемые авторами в газеты и журналы). Правилом же является то, что авторские договоры должны заключаться в письменной форме. 

Особняком в серии авторских договоров стоит авторский договор заказа  Согласно этому типу договоров, автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Примечательно, что закон предоставляет самим сторонам сформулировать условия о предоставлении имущественных прав (так называемое «квалифицированное умолчание»). Вполне естественно, что заказчик заинтересован не только в том, чтобы фактически получить готовое произведение, но и в том, чтобы приобрести имущественные права на него. закон содержит всего несколько положений относительно такого договора, поэтому сторонам нужно как можно полнее описать права и обязанности, предмет договора, ответственность и ряд других ключевых положений.

В число наиболее сложных произведений, подлежащих авторско-правовой охране, входит интернет-сайт. В договоре о его создании желательны условия о промежуточных и конечных сроках исполнения, возможность заказчика следить за ходом работы. Стороны, как правило, составляют техническое задание, в котором оговаривается структура сайта, оптимизация под конкретные браузеры, используемые службы, сервисы и технические решения (флэш, php, апплеты) и т.п. Часто на исполнителе также лежит обязанность разместить сайт в Интернете и даже периодически обновлять его содержание. Исполнитель может также выполнять роль хостинг-провайдера. Окончание работ оформляется, как правило, актом сдачи-приемки. Возможно проведение испытания сайта в реальных или приближенных к ним условиях. Если обнаружены недостатки, исполнитель должен их устранить.

Установленная законодательством ответственность по авторскому договору дифференцируется в зависимости от характера правонарушения. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не предоставил заказное произведение в соответствии с условиями авторского договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода — это неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Указанные меры ответственности, применяются в случае нарушения каких-либо договорных обязательств, при нарушении же исключительных авторских прав, не связанном с исполнением условий договора, возможно применение более жестких санкций, а также уголовной или административной ответственности.

Отдельно следует рассмотреть получившее широкое распространение за рубежом, а последнее время и в нашей стране так называемую GPL (General Public License).

Общий смысл GPL и подобных открытых лицензий (LGPL, BSD, MIT) заключается в расширении полномочий пользователя программы и одновременном возложении на него некоторых обязанностей, которые не свойственны традиционным авторским договорам. И все это в совокупности представляет собой качественно новое явление во взаимоотношениях автора и пользователя. Важно сразу отметить, что открытые лицензии никак не влияют на личные неимущественные права авторов программ — они имеют дело лишь с некоторыми имущественными правами. Скорее наоборот, авторы программ, распространяемых на основе открытых лицензий, осознают особую важность неимущественных прав. Проставление знака охраны, года первого опубликования и имени (наименование) автора (или иного правообладателя) является установившейся практикой при распространении программ по таким лицензиям.

Иногда «открытая» лицензия ассоциируется с бесплатными программами (так называемое freeware), но это заблуждение. Если употребляется слово free в GPL-лицензии и ей подобных, то речь, как правило, идет не о цене (free означает в переводе с английского не только «бесплатный», но и «свободный»), а о свободе использования. Программа же может распространяться согласно GPL-лицензии как платно, так и бесплатно.

Вообще, GPL-лицензия больше ориентирована на профессиональных пользователей компьютеров, особенно на программистов. Она предусматривает «свободу»: воспроизведения программы, распространения и переработки .

Все программы, распространяемые на основании GPL-лицензии, содержат прикрепленный исходный текст программы. Пользователь может свободно воспроизводить и распространять программу и ее текст. При этом пользователь может брать плату за воспроизведение программы. Однако возлагается и обязанность. Распространение программы должно сопровождаться и распространением с ней ее исходного текста. Часто такие программы называются «open-source-программами» (программами с открытым кодом). Дальнейшее воспроизведение, распространение программы не могут быть на иных условиях, чем те, по которым пользователь приобрел программу, то есть пользователь не может каким-либо образом приобрести больше имущественных прав на программу, чем те, которые получены им по GPL-лицензии. Этого не происходит даже в том случае, если пользователь разработал свою программу на основе распространяемой по GPL-лицензии.

Исходный текст прилагается к программе с тем, чтобы можно было ее перерабатывать (модифицировать, адаптировать). Имея исходный текст, пользователь может устранять ошибки («баги»), а также убедиться в том, что в программе нет так называемых лазеек или шпионских модулей (backdoor, spyware).

Использование «свободной» программы означает, что ее можно переработать и создать свою программу — «производное произведение» в терминах ЗоАП. Однако при распространении своей программы на автора возлагается обязанность информировать о том, что некоторые файлы первоначальной программы были изменены. Это нужно для того, чтобы не нанести ущерб авторам первоначальной программы в случае, если производная программа окажется некачественной и нефункциональной. Более того, распространять свою производную программу автор должен на условиях GPL-лицензии, что логично, поскольку вторая программа появилась на свет благодаря программе, распространяемой именно на таких условиях.

В рассматриваемой сфере широкую известность получило судебное дело между SCO и IBM по поводу операционной системы Linux (SCO утверждает, что в Linux содержится часть кода от Unix, права на которую принадлежат SCO). IBM парирует тем, что SCO распространяла части кода от Unix (которые есть и в Linux) по свободной лицензии GNU GPL. SCO основывает свою позицию на том, что GPL сама по себе не является юридически корректной. Доводы юристов базируются на том, что концепция неограниченного копирования идет вразрез с законом США об авторском праве, допускающим создание лишь одной резервной копии на каждого пользователя программного обеспечения.

Есть и противоположные подходы к GPL. Так, например, немецкий суд обязал компанию выполнить предписанные в лицензии GNU GPL требования. Случай затрагивает Netfilter, сетевое программное обеспечение с открытым кодом, используемое для защиты сети от нежелательного трафика. Один из авторов Netfilter подал иск на голландскую компанию Sitecom, обвинив ее в использовании программного обеспечения в беспроводном сетевом продукте без соблюдения правил лицензии GPL. В итоге мюнхенский суд одобрил требования авторов программы по прекращению поставки продукта без выполнения требований GPL и запретил немецкому подразделению Sitecom распространять Netfilter, не снабдив его текстом лицензии GPL и свободно распространяемыми исходными кодами Netfilter.

Естественно, что любой автор заинтересован в том, чтобы получить достойное вознаграждение за свой труд. Традиционно программы распространялись на носителях информации за деньги, которые пользователь уплачивал при покупке экземпляра программы. Однако во многом благодаря распространению пиратства разработчики стали искать новые способы получения вознаграждения. Так появилось явление shareware - условно бесплатные программы. Программа бесплатна в течение определенного периода времени, в течение которого пользователь может определить, нужна ли она ему или нет. Затем программа перестает функционировать до уплаты пользователем определенной суммы разработчикам. Возможен также другой вариант — программа бесплатна, но ее функциональность ограничена. Если же нужен более профессиональный вариант, то за такую версию программы необходимо заплатить.

Еще один вариант - adware - программа, содержащая рекламу. Сама программа распространяется бесплатно, а автор получает вознаграждение от рекламодателей за размещение рекламы и от пользователей, которые заинтересованы в том, чтобы рекламы не было.

Наиболее «радикальным» способом получения вознаграждения является «система чаевых». В этом случае программа распространяется бесплатно. Однако, если пользователю она нравится и он заинтересован в том, чтобы автор продолжил работать над ее улучшением, пользователь может заплатить любую сумму либо определенную автором минимальную цену. Но сознательность общества еще не достигла того уровня, чтобы всерьез говорить об этом способе авторского вознаграждения. Известный писатель-фантаст С. Кинг пробовал через сеть Интернет распространять свой роман «Растение». При этом скачать его можно было бесплатно, и если он понравится читателю, то ему предлагалось заплатить 1 доллар. Как только писатель «накапливал» определенную сумму, он садился за написание продолжения. И хотя эксперимент не удался, такой способ получения оплаты за труд нельзя признать абсолютно безнадежным.

КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ

Как известно, почти любое коммерческое использование авторского произведения должно быть согласовано с правообладателем. Такая возможность есть не всегда, а для организаций телевизионного и радиовещания, для сетевых информационных ресурсов, содержащих десятки и сотни произведений, это становится непосильной задачей. Для решения этих вопросов была разработана уникальная правовая конструкция, получившая название "коллективное управление имущественными правами".

Коллективное управление осуществляется в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи). Понятно, что популярный автор не может заключить соглашение с каждым, кто хочет использовать его произведение. Если кто-то исполняет произведение на концерте, автор может вообще не знать об этом факте.

Изначальная цель организаций по коллективному управлению правами — помочь авторам, исполнителям, то есть по большей части физическим лицам, в тех случаях, когда самостоятельное управление правами для них действительно затруднено; коллективное управление правами на программы или на кинофильмы, например создающиеся крупными корпорациями, нигде в мире не практикуется.

Для коллективного управления имущественными правами создаются организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.

В функции организации по коллективному управлению входит:

  • согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;
  • предоставлять лицензии лицам на использование прав, управлением которых занимается такая организация;
  • собирать вознаграждение;
  • распределять и выплачивать собранное вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав и др.
ЗАЩИТА ПРАВ

Но, как показывает практика, несмотря на существование различных форм сотрудничества с правообладателями, авторские и смежные права регулярно нарушаются.

В российском законодательстве за нарушение авторских и смежных прав предусмотрено три вида ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность выражается, как правило, в возмещении убытков, под которыми понимаются как фактические потери правообладателя (то есть «реальный ущерб» — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества), так и упущенная выгода (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Вместо возмещения убытков правообладатель может потребовать выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав, либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав. Важно отметить, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.
Не всегда гражданско-правовая ответственность является единственно возможной. Нередко используется и административная ответственность. Административная ответственность выражается чаще всего в виде штрафов и/или конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения (ст. 7.12 КоАП).

Еще одним видом ответственности, предусмотренным российским законодательством, является уголовная ответственность. Статья 146 УК («Нарушение авторских и смежных прав») предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Отдельно уголовная ответственность предусмотрена за совершенные в крупном размере:

  1. незаконное использование объектов авторского права или смежных прав;
  2. приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Деяния, предусмотренные ст. 146 УК РФ, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 50 тыс. рублей, а в особо крупном размере — 250 тыс. рублей.

Такое преступление совершается с прямым или косвенным умыслом, то есть лицо, по меньшей мере, осознает, что совершает противоправное деяние, но относится к его последствиям безразлично. Таким образом, даже за плагиат возможна уголовная ответственность.

ПОД СЛОВОМ ЗАКОН ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ЧАСТЬ 4 ГК РФ

26.05.17
Лучший ответ по мнению автора

Veta

Читать ответы

Вячеслав Урванцев

Читать ответы

Наталья Владимировна

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > Интеллектуальная собств.
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store