Адаптация в первом классе - вопрос №3953903

Добрый день! Моя дочь пошла в первый класс. Ей шесть с половиной лет. При расставании очень сильно рыдает. На уроках тоже может сидеть плакать. В начале вроде бы не так сильно плакала, сейчас просто навзрыд. На вопрос, почему она плачет, говорит что скучает за мной. В сад не ходила. Но ходили и на подготовку, танцы, рисование. Тоже были слезы, ну 1-2 дня максимум. Потом все было замечательно. Учитель и дети замечательные, никто голос не повышает, не ругает ее. Уже и разговариваем и обьясняем, ничего не помогает. Старший сын тоже не посещал сад, но таких проблем вообще не было. Как можно помочь дочке? Как долго может длиться адаптация и на сколько это нормально?

Ответы

Эксперт месяца
Здравствуйте, Анна! Дело в том, что дети по-разному адаптируются в коллективе. Часто, когда ребёнок посещает детский сад, а этот возраст как раз приходится на возрастные кризисы, связанные с отделением от мамы, то, он постепенно переживает этот «разрыв»  с мамой, постепенно привыкает к коллективу и адаптируется к детям, к процессу обучения, привыкает к детям, с которыми и пойдёт в школу. На кружках были и другие дети, другой процесс.
Сейчас, Ваша дочь сталкивается с реакция на разрыв с Вами, т.е. этот разрыв у неё не произошёл раньше. И сейчас, в школе, для неё более важная задача — это отделиться от мамы. Но, есть и другие — это дети, адаптация к коллективу, к процессу, к учителю. 
Сейчас Вам важно поддерживать дочь, да, ей сложно и тяжело, но это необходимо для её социализации. Ей нужно время адаптироваться, привыкнуть к школе, к тому, что она отделяется от Вас. Также, ей важно обрести постепенно и уверенность в себе в общении с детьми.
Вы со своей стороны можете также и поддерживать её контакты с детьми из класса — гулять с ними после школы, например, приглашать в гости и т.д., чтобы ей занять своё место среди детей.
Вы переживаете и это волнение тоже будет ей передаваться. Как бы Вам ни было сложно, постарайтесь соблюдать спокойствие, говорить с ней о том, что с ней происходит, что ей страшно, что она скучает, но у неё есть школа, а у Вас свои дела, т.е. на словах показывать ей, что Вы и она отдельные люди.
Спрашивайте у неё, что ей понравилось в школе, чтобы фиксировать постепенно её внимание на чем-то положительном. 
Ей понадобиться время. Если она заболеет, а  после пойдёт в школу, то этот процесс может снова повториться, не стоит этого пугаться.
Также, в школе есть школьный психолог, он может заниматься с детьми, по разным вопросам, в том числе, помочь и с социализацией.
15.09.20
Здравствуйте, Анна!
«Как можно помочь дочке?» — На этот вопрос можно ответить только при личном общении психолога с ребёнком. Лучшим вариантом будет отвести ребёнка к детскому психологу  на индивидуальные консультации, сейчас достаточно много форматов работы с детьми в игровой или творческой форме, где в непринуждённой обстановке можно будет понять возможные психические сложности ребёнка. Также вам стоит задуматься о том, какие ваши действия в отношениях с ребёнком и ситуация в семье могут способствовать таким сложностям ребёнка.
15.09.20
Здравствуйте. Что мешает вам обратиться за помощью к школьному психологу? Помощь в адаптации — его прямая обязанность.
15.09.20
Здравствуйте. «Почему она плачет, говорит что скучает за мной. В сад не ходила» — у вас первое отделение от мамы, в сад не ходила. Дайте ребенку время привыкнуть.  Тут нужен опыт. Ребенок освоится в классе. Постепенно начнет с кем-то знакомится, на опыте прочувствует, что это не страшно. Можно разговаривать с ней про ее чувства, которые она испытывает. 
Начало посещения  школы всегда стресс не только для ребенка, но и для всей семьи. Дети привыкают, адаптируются к новым обстоятельствам. А этот процесс требует сил, энергии и времени. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок проходил адаптацию к любым переменам быстро, благополучно. Как помочь ребенку адаптироваться при поступлении в школу - соблюдайте режим дня, чтобы дочка могла достаточное время отдыхать и спать, никаких домашних уроков по ночам. Чтобы восстанавливать силы организму требуется сон в достаточном количестве (учитывайте возрастные нормы сна, в период адаптации сна может быть нужно немного больше). Играйте в активные игры, которые помогают снять и эмоциональное напряжение. Не нагружайте ребенка впечатлениями в период адаптации. Только кажется, чтобы сгладить адаптацию, нужно добавить приятных впечатлений в жизнь ребенка, походы в цирк, торговые центры, игровые комнаты. Но избыток избыток впечатлений, пусть и приятных — это все нагрузка на нервную систему. А в период адаптации нервная система испытывает большую нагрузку, поэтому лучше, если после с школы, ребенок будет проводить время в спокойной, привычной обстановке, в окружении знакомых людей и вещей. Постарайтесь, чтобы в семье был спокойный эмоциональный фон, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, а значит тратил спокойно свои силы на адаптацию к новым условиям. Дома много обнимать, проводить время с ребенком, потому что ей надо снять напряжение, почувствовать привязанность с мамой, ощутить себя в безопасности. Это все ребенок получает через объятия, время с мамой, через какие-то совместные дела,  сказки, рисование, полежать рядом. 
Для адаптации нужно время. Ухудшение поведения, капризность имеют место быть в этот период, тем более, что ваша дочь сад не посещала, то есть не было такого опыта длительного расставания с вами и нахождение в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми. Также обратитесь за помощью к школьному психологу. Наберитесь терпения и вы обязательно справитесь!  От всей души желаю вам мудрых и правильных решений!
15.09.20
Сейчас на сайте
приветствую и предлагаю автору темы прослушать мой аудио ответ. чтобы сделать это, нужно нажать на центр окошка или на название записи.
16.09.20
Анна, добрый день! Вы говорите «Старший сын тоже не посещал детский сад, но таких проблем вообще не было». Это может быть связано с тем, что Вы по другому его воспитывали, сепарация (отделение от матери) произошла вовремя и Вы не столкнулись с такой ситуацией, которая у Вас сейчас с дочерью. Сепарация должна была произойти ещё в возрасте 2-3 лет, когда родители начинают отдавать ребёнка в садик, включая его в социум. Если же этого не происходит, то кризисный момент переносится на школьный возраст. Понимая данную ситуацию Вы тревожитесь. Если мать неконтролируемо передает свою тревогу ребенку, а ребенок принимает ее, формируется общая эмоциональная система матери-ребенка. В этой системе нет свободы выбора реакций, они автоматизированы. Ребёнок тоже становится тревожным.Для осуществления сепарационного процесса к нему должны быть готовы обе стороны: родители и дети. Анна, подумайте, не опекаете ли Вы ребёнка? Даёте ли дочери быть самостоятельной для своего возраста? Не преувеличиваете ли Вы опасность окружающего мира-что в свою очередь универсальный способ привязывания ребенка, замедления его сепарации. Трудности общения с детьми, нежелание ходить в детский сад – признаки верности и преданности ребенка заветам своей семьи, которая решительно протестует против его отдельного существования. Помочь дочери сможете, когда сами отделитесь от неё, отпустите и дадите быть самостоятельной для своего возраста. И адаптация быстрее пройдёт! Буду рада проконсультировать Вас и ответить на интересующие вопросы! Удачи Вам!
01.10.20

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store