Москва

Здравствуйте, уважаемые эксперты! ИП привлекает наемных работников, в основном граждан РФ и киргизов.Условия их привлечения и оформления в соответствии с законодательством РФ (миграционное, трудовое). - вопрос №3141570

600 p
Меня зовут Юлия.
Деятельность связана с сельским хозяйством, озеленением, растениеводством, цветоводством, ландшафтным дизайном. Информация необходима на случай проверок (рейдов) ГУВМ МВД (ранее ФМС), несчастных случаев на производстве, и других.
Некоторые привлеченные работники (мигранты) выходят на работу на 2 дня, на неделю, на месяц. Сейчас многие работодатели практикуют заключение договоров на срок до 3 дней, как только истекает этот срок, заключают новый договор на такой же срок и т.д., чтобы, по их мнению, избежать сообщения сведений в ФМС. Считаю, что в данной ситуации это не выход. Как быть? Заключать трудовой договор и в любом случае подавать документы по общей схеме? И нужно ли вообще подавать документы в ФМС, ИФНС, если трудовой договор заключен на несколько дней, на неделю, на месяц. Либо вообще не заключать трудовые договоры на такие короткие сроки.
Из судебной практики:

… если суд установит факт многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, то он вправе с учетом обстоятельств дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Прошу помочь разобраться в данном вопросе! Я законопослушный гражданин. Хочу работать спокойно и уверенно, в рамках действующего законодательства РФ, чтобы избежать наложение штрафов и привлечения к ответственности (в т.ч. уголовной).
Спасибо за уделенное время и ваши ответы!

Дополнение автора от 25.01.19 18:10:37
Уважаемые эксперты!
Прошу учесть, что вопрос касался граждан Киргизии, а Киргизия является страной-участницей Таможенного союза (страны ЕАЭС). Для работы граждан Киргизии не требуются ни разрешения, ни патенты.

Лучший ответ по мнению автора

Добрый день Юлия.
Судебная практика по сути ответила на вопрос.
Но не стоит забывать, что судебный акт не нормотворчество, ссылаться на него нельзя и соответственно отождествлять ситуации.
Как действовать по закону вы знаете, если способ с заключением ряда договоров облегчает жизнь-пользуйтесь, но при этом считаю «работники» должны быть довольны, чтобы избежать судебных разбирательств, а ваша деятельно не носила массового и распространенного характера, чтобы не привлекать надзор.
Удачи.
25.01.19
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Добрый день!
Юль,  а где вы такое увидели, что с договором сроком до 3 дней сведения о мигранте не подаются?
Смотрите, согласно п. 8 ст. 13 Закона № 115‑ФЗ работодатели обязаны уведомлять территориальный орган ФМС в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового или гражданско-правового договора, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора. После получения уведомления территориальный орган ФМС осуществляет проверку регистрации работодателя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Т.е. речь идет об сроке обязательного уведомления УФМС...
Поэтому не вижу смысла в таком количестве договоров.  Другой вопрос если вы их потом никак и нигде не проводите..., но это как раз и есть нарушение закона. Полагаю, что те компании, о которых вы говорите,-поступают именно так.
Считаю, что главное, чтобы у мигранта были все документы:

Документы, предъявляемые временно пребывающими в Российской Федерации иностранцами при приеме на работу, перечислены в ст. 327.3 ТК РФ. Согласно этой норме наряду со стандартным набором документов[3], предусмотренных ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора работодателю предъявляются:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином);
  • разрешение на работу или патент.
Сведения об этих документах заносятся в трудовой договор на основании ст. 327.2 ТК РФ.
Отмечу, что исходя из положений абз. 6 ст. 327.3 НК РФ работодатель может заключить с иностранцем договор до получения разрешения на работу. Такая возможность предоставлена для случаев, когда заключенный трудовой договор необходим для получения разрешения. Тогда трудовой договор вступит в силу не ранее дня получения разрешения, а сведения о нем вносятся непосредственно в текст договора на основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ.
Если что, обращайтесь!
P.S. Не обижайте юристов, выберете лучший ответ!


25.01.19
Вы обязаны уведомлять ФМС, или заключайте с ними договор как физ.лицо с физ.лицом.
25.01.19
Здравствуйте Юлия, в ФМС обязательно необходимо предоставлять информацию о заключении трудового договора вне зависимости от срока действия трудового договора!!!
25.01.19
Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.
Кого и как необходимо уведомить о привлечении к трудовой деятельности или увольнении иностранного работника Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого трудятся иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699). Срок уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Согласно позиции Верховного Суда РФ указанная обязанность возникает у работодателя и в том случае, когда отсутствует трудовой договор с работником в письменной форме (Постановление от 14.07.2010 N 25-АД10-6). Формы и порядок подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 N 11. Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. Бланк уведомления необходимо заполнить на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств. Использование сокращений, зачеркиваний и исправлений не допускается. Это следует из п. п. 3, 4 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (далее — Порядок представления уведомлений), приведенного в Приложении N 15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 N 11. В уведомлении заполняются все соответствующие поля (п. 5 Порядка представления уведомлений). Это означает, что необходимые сведения в бланке уведомления указываются на основании подтверждающих документов. Например, в разд. 3 формы уведомления о заключении договора необходимо заполнить сведения о разрешении на работу или патенте. Форма патента не содержит реквизит «Срок действия». Но поскольку срок действия патента определяется периодом, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, установить такой срок можно по документам, подтверждающим перечисление указанного налога. Данный вывод следует из анализа положений п. п. 5, 6 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ. Уведомление может быть подано работодателем или заказчиком работ (услуг) на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием сети Интернет и других информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru). На бумажном носителе уведомление может быть представлено непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне или направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Данные выводы следуют из положений абз. 2 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Порядка представления уведомлений. Если уведомление представляется на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции, то лицу, которое его подает, необходимо предъявить документы, удостоверяющие его личность и полномочия, что следует из содержания п. 7 Порядка представления уведомлений. Подтверждением того, что уведомление получено, является справка о приеме уведомления (Приложение N 2 к Порядку представления уведомлений), выданная работодателю (заказчику работ (услуг)) или его представителю ответственным должностным лицом соответствующего подразделения. Это следует из абз. 3 п. 8 Порядка представления уведомлений. Если уведомление направлено в подразделение по вопросам миграции в электронной форме, то должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого документа, направляет электронное сообщение о приеме уведомления представившему его лицу. На это указано в п. 9 Порядка представления уведомлений. За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена административная ответственность согласно ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
PS Пожалуйста не забывайте оценить труд юриста
25.01.19
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Москве 23 декабря 2014 г. (далее — Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС). Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС предполагает, в частности, следующее. 1. Работодатели (заказчики работ, услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности в РФ таких иностранцев без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Например, при приеме на работу указанных лиц работодателю не нужно учитывать ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. 2. Данным гражданам для осуществления трудовой деятельности в России не требуется получать разрешение на работу или патент. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ. 3. В целях осуществления гражданами иностранных государств — членов ЕАЭС трудовой деятельности в РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) указанных государств, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании. Это следует из абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС. Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для допуска к таким видам деятельности необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах. Данный вывод следует из абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС. Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами иностранных государств — членов ЕАЭС, признаются в соответствии с законодательством РФ (абз. 3 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие ответы. Это следует из абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС. Несмотря на упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в России граждан государств — членов ЕАЭС, по мнению Минтруда России (Письмо от 17.12.2015 N 16-4/В-823), при приеме на работу таких иностранцев требуется указанный в абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор между работодателем и медицинской организацией об оказании данным гражданам платных медицинских услуг. В связи с этим и с учетом положений ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ в их трудовые договоры должно быть включено в том числе условие об основании оказания им медицинской помощи в течение срока действия договора с указанием, в частности, реквизитов полиса добровольного медицинского страхования. Как разъясняет Минтруд России, данные граждане признаются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования только после заключения такого трудового договора и получения статуса трудящегося государства — члена ЕАЭС. В Письме от 26.09.2016 N 16-4/В-465 Минтруд России высказался о том, что срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора. При этом из письма неясно, как поступить, если, например, с иностранцем заключен трудовой договор на неопределенный срок, а действие полиса истекает. В такой ситуации рекомендуем работодателю действовать следующим образом. Необходимо заранее уведомить работника о рисках в связи с отсутствием действующего полиса добровольного медицинского страхования и попросить его продлить срок действия полиса или оформить новый. Работодатель вправе и сам заключить с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Дело в том, что если иное не установлено федеральными законами или международными договорами РФ, то после окончания срока действия полиса работодатель отстраняет иностранца от работы. Если в течение одного месяца не устранены обстоятельства, из-за которых работник был отстранен, он должен быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ. Данные выводы можно сделать исходя из ч. 2 ст. 76, абз. 6 ст. 327.5 ТК РФ, п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ. Отметим, что, если срок действия полиса истек, а трудовые отношения с иностранцем продолжаются, работодателя могут привлечь к административной ответственности, в частности, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. За дополнительными разъяснениями по данному вопросу можно обращаться в Минтруд России. Работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять, в частности, о заключении трудового или соответствующего гражданско-правового договора с иностранными гражданами территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого эти иностранцы трудятся. Срок уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора. Вывод сделан на основании абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ с учетом того, что Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключения из требований, установленных приведенной нормой. По общему правилу, которое содержится в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, иностранные граждане подлежат миграционному учету по месту пребывания. Исключений из этого правила в отношении граждан иностранных государств — членов ЕАЭС названным Законом и Договором о ЕАЭС не предусмотрено. Однако имеются некоторые особенности постановки указанных граждан на миграционный учет.Граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана подлежат миграционному учету по месту пребывания. Этот вывод сделан на основании ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ с учетом того, что указанным Законом и международными договорами не предусмотрено иное. Не подлежат учету по месту пребывания граждане названных государств, которые относятся к категориям иностранцев, перечисленным, например, в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ. Миграционный учет граждан этих государств имеет ряд особенностей, предусмотренных международными договорами. Так, граждане Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, в течение 30 суток с даты въезда освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета. Такой вывод следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.
26.01.19
Юль, ваше дополнение сути не меняет. Сведения о заключение трудового договора с иностранцем, если вы далее его «проводите»,- вы в любом случае должны подавать. Просто не понятно что вы хотите услышать.… Да, действия вашей компании незаконны. Другой вопрос, что по другому у вас не получится. Я сам работал в благоустройстве и клининге внешней территории. Делали тоже самое. Просто эти договора и з/п этих сотрудников мы нигде не показывали. Т.е. тоже конечно нарушали закон ну а что делать. Договора заключали просто для прикрытия если что-то возникнет. Т.е. из 2 зол выбирали меньшее, ну и как без русского авось обойдется) Хотя и обходилось.
26.01.19
Здравствуйте, Юлия .
Чтобы работать спокойно и уверенно, в рамках действующего законодательства, при привлечении к труду по договору гражданско -правового характера или по трудовому договору, необходимо уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в любом другом случае это будет являться нарушением.Поэтом при подборе персонала тщательно подходите к вопросам их дальнейшей занятости, чтобы избегать повторяемости заключения договоров.Напоминаю, что договор гражданско-правого характера возможно заключить для выполнения какой-то определенной работы, то есть по конкретному объекту (  строительство теплицы, или земляные работы по адресу ).И даже в этом случае, выступая в данных правоотношениях налоговым агентом Вы обязаны :
-удержать НДФЛ по ставке 13 %( МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 17 июля 2015 г. N 03-08-05/41341);
-начислить взносы в ФФОМС (Письмо Минтруда от 07.05.2015 N 17-3/В-235);
-начислить взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве ( если это предусмотрено договором )
Поэтому, чтобы избежать столь хлопотных манипуляций, заключения  договоров ГПХ все-таки лучше избегать.В этой связи рассмотрите вопрос о заключении с проверенными и нужными сотрудниками трудовых договоров о выполнении сезонных работ ( гл.46 ТК РФ ) при суммированном учете рабочего времени ( ст.104 ТК РФ )
Удачи Вам .
С уважением, Вячеслав.
27.01.19
Здравствуйте, нужно обратится в ФМС как работодатель и заключить с ними договор как ИП и физ.лицо., т.е. разрешение им на работу именно у вас.
08.02.19

Buh

Сейчас на сайте
Эксперт месяца
Читать ответы

Игорь Анатольевич

Читать ответы

Агибалов Иван Иванович

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > Трудовое право
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store