Ребенок-поперечная палка! - вопрос №885105

Здравствуйте, Татьяна! Моему сыну 4 года, и на любое мое предложение или просьбу он говорит «НЕТ». Ребенок-поперечная палка. -Говоришь ему: «Сыночек пошли кушать», сначала полный игнор, повторяешь 2-ой, 3-й раз, придет сядет за стол, начинает хныкать, чтобы его покормили, сам дома вообще не ест, не одевается и не раздевается. -Говоришь: «Солнце, раздевайся, пойдем в душ». В ответ: «Не буду». Мыс мужем принимает душ, выключаем везде свет, ложимся спать, в темноте раздевается, злится и говорит при этом очень горько плача: «Вы меня не любите, не помыли, так хоть спать уложите». и т.д. Очень часто делает вид, что не слышит мои просьбы, зато если ему что нужно, то не перестанет конючить пока не доведет меня до слез. Очень капризный. Невозможно сходить с ним не в один магазин, потому что очень трудно это выдержать психологически. На прогулке тоже начинает капризничать, вообщем капризничает всегда! Компромиссы, доводы, уговоры, упрашивания, переключения внимая не действуют! Подобные ситуации случаются каждые 10 минут, после того как я начинаю игнорировать его поведение, подходит начинает извиняться, обниматься, но через 10 минут все снова. Он видит, что я не могу спокойно терпеть его «нет» и хныкания, срываюсь на крик, он проделывает это снова и снова! Постоянно ставит мне в пример деда (отца мужа), он добрый, он мне все разрешает! При этом Свекровь воспитатель в детском саду, и на наши просьбы, не делать и не разрешать тех вещей, которые запрещены у нас в семье (еда за компьютером, постоянный просмотр мультиков), они отвечают, что он же ребенок и мальчиков нельзя наказывать! Наш папа в принципе с самого детства не очень участвовал в его воспитании, компьютерные игры на уме, др.интересы! Отец для ребенка не авторитет! Сейчас когда сын уже повзрослел и в воспитании момент уже упущен, отец просто кричит, по поводу его безобразного поведения! При чем в садике он совершенно положительный ребенок. делает все что говорят, при этом все сам, старается, очень общительный и дружелюбный! Очень любит внимание всех, любит быть на виду, и похвалу! Домой приходит и превращается в маленького тирана! Такое чувство будто он со мной делит кто в нашей семье главный, все должно быть по его. Вся его агрессия и злость направлена против меня! Чувствую себя ужасной материю! Мне страшно это признать, но я не могу найти подход к собственному ребенку! Я тупике, у меня больше нет сил! Я плачу постоянно! Я не знаю как разрешить ситуацию! Ему ведь только 4 года, а что будет дальше?! Помогите советом, пожалуйста!

Ответы

Здравствуйте, Наташа.

Ситуация у Вас непростая. Анализируя то, что Вы описали, прихожу к выводу, что Ваш малыш проверяет границы дозволенного. Поскольку взрослые в Вашей семье не имеют единой тактики в воспитании, ребенок ведет себя так, как ему выгодно в каждой конкретной ситуации. Он чувствует Вашу неуверенность и пользуется этим.

Для начала хочу заметить, что Вы не ужасная мать. Воспитание — процесс очень сложный, иначе не было бы такого количества невоспитанных взрослых. Ваш ребенок — маленькая личность, пришедшая в этот мир со своими задачами и, несомненно, в качестве определенного урока для своих родителей. Значит Вам нужно научиться выстраивать с ним отношения.

Не обязательно действовать методом «в лоб». Такие способы, как Вы уже успели убедиться, не работают. Подключайте творчество, игру. Дети очень отзывчивы к таким моментам. Хотите, чтобы он пошел есть, заинтригуйте, например «А ты знаешь, что сегодня волшебник Оле — Лукойе передал для тебя письмо, но велел отдать его тебе только после того, как ты съешь кашу» (предварительно подготовьте красочное письмо, в котором отметьте все хорошее, что сделал ребенок за день. Пусть «Оле -Лукойе интересуется у Вас», как себя вел малыш и достоин ли он какого-нибудь приятного сюрприза.и т.д.) Применяйте все, на что хватит Вашей фантазии. Используйте соревновательный момент: «Мы с папой хотим устроить соревнование, кто быстрее съест суп. Будешь участвовать? Тебе ни за что не выиграть, потому что наш папа — лучший в мире поедатель супов!» Пусть выиграет ребенок. От души похвалите. И скажите, что в следующий раз папа все-таки попытается его обыграть… Не бойтесь играть с ребенком (не путайте с заигрыванием). Так внешние требования станут внутренней потребностью ребенка. Малыш поймет, что хорошим быть выгодно и интересно.

Хвалите мальчика (за дело!), когда общаетесь с бабушками и дедушками. Пусть они восхищаются, какой у них замечательный внук.
И вообще старайтесь больше применять опосредованное воздействие на малыша. То, что вас беспокоит говорите папе, но так, чтобы ребенок мог слышать. Дети чутко ловят слова, которые обращены не к ним. И лучше, чтобы маленький строптивец слышал о себе нечто противоположное, на что хотелось бы ответить правильным поведением. А иной раз важно, чтобы он услышал, как Вы расстроены и как было бы здорово, если бы он сделал что-то хорошо. Отталкивайтесь от ситуации и экспериментируйте.

Придумайте приятный ритуал для отхода ко сну. Может Ваш малыш любит, когда ему читают или какую-нибудь спокойную игру. Но это может быть приятным бонусом в случае, если малыш быстренько примет душ. Дайте ему понять, что выделяете ему время на принятие решения. Например, «у тебя есть 15 минут. Если ты быстренько примешь душ и ляжешь в кроватку, я смогу тебе почитать интересную книжку перед сном» (книжку можно заранее выбрать вместе с ребенком).

Ну и «приятная тема» похода в магазин. Поговорите с ребенком заранее. Обсудите тему денег (в доступном ключе). Например, «у нас есть деньги на еду, одежду и развлечения. Вот сейчас на развлечения и игрушки у нас есть столько-то денег. Когда мы пойдем в магазин, ты можешь выбрать что-то, на что хватит этих денег. Может быть в другой раз денег будет больше и мы сможем купить что-то еще. Давай пойдем и посмотрим, что мы можем купить на эту сумму. Ты уже большой и сможешь сам решить, что ты купишь на эти деньги». Расширяйте поле его самостоятельности в рамках доступного. Подчеркивайте, какой он уже взрослый и ведет себя соответственно.

Ну и в случае, если малыш противоречит, можно продемонстрировать ему, как неприятно общаться, когда кто-то так себя ведет. Какое-то время говорить «нет» на все просьбы ребенка. Выдержите это испытание. А когда мальчик успокоится, обсудите, как это неприятно и кажется, что тебя не любят; как больно и обидно бывает взрослым.

Еще одна действенная практика в моменты истерик — «удерживающая терапия». Если ребенок закатывает истерику, капризничает, обхватите его крепко-крепко и удерживайте, не смотря на его сопротивление, пока он не успокоится и не расслабится в Ваших руках. Так, ребенок ощущает Вашу силу и уверенность, защищенность, за которыми приходит расслабление и комфорт.

Надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам.



17.12.14

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store