Здравствуйте, эксперты! Я не могу разобраться в отношениях с дочерью. То ли я где-то допустила ошибку в воспитании, то ли она у нас просто избалована. Приведу пример. Приходим мы домой (из детского - вопрос №3659268

сада, с прогулки, из гостей, из поликлиники и т.д.). Я говорю: "Доченька, переодевайся и мой руки, потом можешь заниматься своими делами". Кстати, ей сейчас 5 лет 3 месяца. Она меня услышала и вроде бы начала переодеваться и даже сняла один носок, а потом поскакала по квартире. Увидела мячик, взялась играть. Потом куклу, потом машинку. Сначала я повторяла ей несколько раз свою просьбу. Она не реагирует. Потом подхожу к ней, говорю: "Алиса, посмотри на меня". Она поворачивается ко мне и слушает, я повторяю просьбу уже строже. Она: "Ага", и продолжает играть. Потом я не выдерживаю и начинаю кричать очень-очень громко. Тогда она визжит и бегом бежит переодеваться и мыть руки. И таких примеров куча: садиться кушать, чистить зубы, одеваться гулять (в садик, в поликлинику), собирать игрушки и прочее. Потом я пробовала ставить ей условие: "Если ты не соберешь игрушки, пока я мою посуду, то я их соберу сама и уберу на шкаф и отдам только завтра вечером". Но она и не думает их собирать. Я домываю посуду, беру большую коробку и молча собираю туда все валяющиеся игрушки. Она при этом оглушительно визжит, кричит "Отдай" и пытается отобрать их у меня из рук. Я коротко отвечаю: "Нет" и продолжаю собирать игрушки. Затем убираю коробку на шкаф, а доча ещё какое-то время плачет и кричит. Потом успокаивается и как ни в чем не бывало идёт играть. Периодически посматривает на коробку. На следующий день спрашивает, скоро ли я ей отдам игрушки. Потом пару дней она собирает игрушки сама без напоминания, а затем всё повторяется. Я уже поняла, что 10 раз повторять ей одно и то же, не вариант. Но как поступить? Постоянно ставить условия? Я что жандарм какой-то? Я себя чувствую ужасно, когда она тянет до последнего, а когда я принимаю меры, начинает визжать и плакать. Раньше мы её никогда не наказывали. Не купили по попе, не ставили в угол. Но в последнее время она начала пререкаться с родителями, огрызаться. Например, ужинаем и она говорит: "Я не хочу есть вилкой, дайте мне ложку". Папа или я ей говорим: "Встань и возьми сама". А она: "Вот так вот что ли встать?!" И демонстративно шлепается на пол со стула или начинает махать руками. Психует. Тогда я или папа её отправляем в угол или на кресло в этом углу подумать о своём поведении, а сами продолжаем ужинать без неё. Идти она отказывается, поэтому опять приходится прикрикнуть. 5 минут она там сидит и твердит: "Я подумала, я подумала, я подумала". Я спрашиваю: "О чем ты подумала?". Она говорит как на автомате: "Больше не психовать". Потом идёт за ложкой и садится кушать. Мне кажется, что она у нас находится в постоянном ожидании наказания (то игрушки на шкаф, то я начинаю кричать, а теперь ещё и угол). Хочу не наказывать её, не ругать, не лишать игрушек (мультиков), но как, если до неё невозможно достучаться???? Я же не могу в таком возрасте всё делать за неё. Она уже достаточно большая, чтобы самой переодеваться и мыть руки, собирать игрушки и т.д.

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте, Юлия. Ваш ребенок проходит сейчас кризисный возраст. Рекомендую Вам почитать про кризис 5 лет. Вам — терпения. То, какие стратегии Вы применяете сейчас — это наказание и манипуляция. В будущем она будет применять эту стратегию, считая ее верной, в отношениях с другими людьми людьми. 

Что Вы можете сделать, что бы обучить ее, это показать на своем примере. Дети учатся очень быстро и моментально впитывают всю информацию, особенно если это происходит в игровой форме. Вот Вы возвращаетесь домой и начинаете переодеваться. Не говорите ей — сделай так то и так то. Начните сами снимать носки и петь песенку, например такую  «что бы ножки подышали, я носочки с ног снимаю..»

Повторяйте регулярно, возможно она не сразу, но начнет повторять. Не реагируйте на истерики, проявляйте терпение во время истерик, подождите когда она успокоиться сама — воспитание детей, это воспитание себя в первую очередь.

Всего Вам самого доброго
03.03.20
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте, Юлия Алексеевна! Ваш ребенок таким образом привлекает к себе внимание. Есть правило «мы получаем то, что награждаем!» Когда она не слушается Вас, Вы обращаете огромное внимание на дочь. Предлагаю в игровой форме делать некоторые вещи вместе и обязательно хвалить ребенка, когда она ведет себя хорошо, то есть не обращать внимания на истерики, а выделять примерное поведение.
03.03.20

Добрый вечер, Юлия!

Ребенок может копировать поведение мамы или папы в семье и вести себя также. Когда Вы просите что-то  сделать нужно объяснять для чего Вы это просите и какие могут быть последствия, если не помыть руки или Вы сядете за стол ужинать вдвоем, пока она не переоденется, если она придет позже еда остынет и не будет такой вкусной. Убирая игрушки, хвалите ее за это, говорите, какая она молодец и помощница. Поставьте ей цель: если уберет игрушки, получит вкусное на ужин и тем самым дайте ей выбор убрать игрушки сразу или позже.

Удачи!

03.03.20

Здравствуйте, Юлия!

«Мне кажется, что она у нас находится в постоянном ожидании наказания» — И как вы думаете, почему? Кого вам напоминают такие истерики дочки? Никого в этом не узнаёте? 

«я не выдерживаю и начинаю кричать очень-очень громко» — Это вы пишите про себя и своё поведение. А это вы рассказываете о поведении дочки — «визжит и бегом бежит». Вы видите схожесть в своей реакции на проблемы и в поведении дочки при каких-то важных моментах? Дочка просто неосознанно копирует именно вашу реакцию в сложных ситуациях. Особенность в том, что вы можете 1000 раз говорить как правильно поступать, но потом можете 1 раз сами сделать наоборот, и дочка неосознанно скопирует именно ваше поведение. По-другому говоря, дети впитывают в первую очередь действия родителей, а не слова. А вы сейчас говорите о том, что рассказываете дочке одно, а показываете совершенно другое, когда сами начинаете переходить в истерики. Это называется двойной посыл, когда вы устанавливаете определённые правила и их постоянно требуете от дочки, но сами переходите в крики и истерики. Причём важно не только ваша реакция и поведение с дочкой, а и ваша манера реакций и отношений с мужем и другими людьми. Например, вы можете какими-то похожими криками что-то добиваться от мужа и реагировать на другие сложности подобным образом, что в свою очередь доска конечно скопирует. При этом, дочка даже сама не будет понимать почему она так делает и откуда она это берёт, так как она просто неосознанно копирует поведение близких и значимых людей. Возможно она копирует ваше поведение, а возможно папино или чьё-то ещё. В общем, причины таких сложностей дочки находятся безусловно в вас и вашей семейной динамике, вот над этим вам стоит и задуматься. 

«но как, если до неё невозможно достучаться????» — Своим личным примером. Не просто рассказом, а именно примером и реакцией на те или другие правила и сложности. Дочь посмотрит 1000 раз как вы реагируете на сложные ситуации и правила, посмотрит как вы спокойно 1000 раз соблюдаете правила, и посмотрит как вы с пониманием и настойчивостью 1000 раз объясняете что-то, и она потом начнёт сама так делать. Конечно, важно не только ваш пример поведения, но и пример поведения мужа и между вами. То есть, достукиваться вам нужно до себя. А пока вы сами реагируете криками и наказаниями, при этом тревожитесь и вините её и себя, до тех пор дочка примерно так и будет реагировать на ситуации, как бы вы ей не объясняли вести себя по-другому. Дети как губка, впитывают то, что делают значимые люди. А тем более в 5 лет она очень хочет быть похожей на вас, и чем взрослее, тем она будет больше копировать ваше поведение и ваши реакции. 

«Я же не могу в таком возрасте всё делать за неё» — Нет не можете, но вам стоит набраться терпения, когда она многое делает не так как вам хочется. Это НОРМАЛЬНО и ЕСТЕСТВЕННО, когда дети делают что-то медленно, когда они балуются и капризничают, и когда они протестуют против установленных вами требований и правил. Другой вопрос, что вам сложно выдержать баловство дочери и что она не такая как вам бы хотелось. Но она и не должна быть такой «правильной» как вам хочется и не должна выполнять все ваши требования. Она ребёнок, и у неё такой возраст баловаться, играть и познавать мир. А ваша задача, помогать ей познавать этот  мир, помогать дочери уметь соблюдать и выдерживать общепринятые правила, в основном своим личным примером, который должен совпадать с вашими словами. 

«Я себя чувствую ужасно, когда она тянет до последнего» — Вот с этим своим чувством «ужасно» вам и нужно разбираться, так как из-за этого чувства и появляются ваши сложности. Вы боитесь оказаться плохой матерью? Вы тревожитесь, что вы плохо выглядите перед окружающими и это не соответствует вашей картине мира? С чем может быть связано ваше чувство «ужасного» в отношениях с дочерью, которая что-то делает не так как вы это видите? Если вы хотите разобраться в себе и в своих переживаниях, вы можете выбрать психолога на этом сайте и начать индивидуальные консультации.

03.03.20
приветствую и предлагаю автору темы прослушать мой аудио ответ. чтобы послушать его нужно нажать на центр окошка или на название записи.
03.03.20
Здравствуйте, Юлия Алексеевна! 
Вы правы, что Ваша дочь достаточно уже большая, чтобы выполнять то, что Вы от неё требуете. Однако делает по своему или же через ругань. Таким образом она пытается отстоять свои границы, продавить Вас. То есть когда то, ей это сходило с рук. и ей это больше нравилось чем сейчас всё убирать по малейшему требованию, вот и оттягивает до последнего. Да Вы и сами сказали, что ранее не наказывали её и всё позволяли. Ну что ж, видимо пришёл тот момент где придётся вводить наказания. И это не означает лупить или как то по иному телесно наказывать.  Наказание может быть очень серьёзным для ребёнка, если, например ограничите пользование любимым гаджетом или игрушками, то есть лишите того, от чего ей сложно отказаться. Возраст в 5 лет достаточно осознанный возраст и здесь Важно договариваться. И да, Юлия, без лишних срывов, ругани и эмоций — именно на это Вас и провоцирует Ваша дочь. Как только Вы прекратите давать ей эти эмоции так вести себя ей со временем станет неинтересно, пропадёт позитивное подкрепление. Негативное воспитание заключается в следующем: если ребёнок выполняет социально одобряемые действия, или даже делает какие то успехи, то это родителями не замечается или считается нормой, а если ребёнок начинает шкодничать, баловаться, или ещё чего хуже, то именно это замечается, и ОЙ КАК замечается… С руганью, ремнём и т.д. Ребёнок не хочет конечно насилия, но именно таким образом он добивается внимания к своей персоне. У внимания в этом смысле нет плохих или хороших эмоций. Подумайте над этим.
 
Хочу не наказывать её, не ругать, не лишать игрушек (мультиков), но как, если до неё невозможно достучаться???// Но правила, требования, а стало быть и наказания-лишения в связи с их невыполнением должны быть. Иначе как личность будет формироваться.

Мудрости Вам и успехов в воспитании.

С Уважением, Константин Шумилин
04.03.20

Кудряшов Игорь

Сейчас на сайте
Читать ответы

Svetlana Vit

Сейчас на сайте
Читать ответы

Диана

Сейчас на сайте
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store