Конфликт првоклассника с учителем - вопрос №467243

Здравствуйте! Я пытаюсь понять ситуацию, которая произошла сегодня с моим ребенком в школе. Хочу понять, как мне поговорить с ребенком и нужно ли говорить с учителем. Моя дочь ходит в первый касс. Сегодня она случайно забыла дома тетрадь и расстроенная (будучи ответственным человечком), звонит мне на перемене и плачет в трубку. Я тут же предлагаю ей вариант решения: «Я привезутебе тетрадь, а ты спрси у учительницы, можно ли тебе будет выйти во время урока на 5 минут за тетрадью в холл.» Я быстро выезжаю из дома, но понимаю, что урок уже начался, а дочка не перезванивает, а значит не выйдет в холл. Поэтому не дожидаясь её внизу я поднимаюсь в класс, чтоб отдать тетрадь. Дверь в классе была открыта, и я вижу картину: учительница отчитывает мою дочку за то, что она позвонила мне без её ведома, говорит, что дочка поставила своим поступком всех в неловкую ситуацию, как плохо она поступила… Честно говоря, я не решилась войти в этот момент в класс, так как побоялась усугубить ситуацию, ведь тогда учительнице точно пришлось бы «краснеть» передо мной. Я стояла в стороне от класса и не знала, как мне поступить… И тут моя дочка вышла из класса вся заплаканная, увидела меня и сказала, что её отругали, что она не хочет больше ходить в школу. Я предложила ей взять тетрадку, но она отказалась, сказала, что уж лучше без тетради… В общем, я в шоке! Не знаю, что ЭТО: моя излишняя опека над ребёнком? Несправедливость учителя? Как мне поговорить с учителем, чтоб не усугубить ситуацию? Как поддержать желание ребенка учиться? Для справки: моя дочка в детском саду ни разу не сталкивалась с несправедливостью или излишнй строгостью со стороны воспитателей. Я и муж тоже пытаемся воспитывать в ней прежде всего личность. Мы внушаем ей чувства справедливости, партнерства в общении, говорим, что безвыходных ситуаций не бывает, что нужно уметь за себя постоять и т.д.… Она очень «взрослая» в своих поступках и послушная со старшими людьми, но во всем имеет свое мнение. На мой взгляд, ей просто достаточно аргументированно сказать, что можно, а что нельзя, и она сделает выводы… А тут её довели до слез без причины — я уверенна, что она так это и воспринимает. Ведь она ничего плохого не совершила. Заранее благодарю за ответ! 



Дополнение автора от 15.11.12 19:01:03

 Уважаемые эксперты! Прежде всего благодарю Вас всех за Ваши ответы! Я, конечно, не обвиняю учителя, а своей дочери всегда подчеркиваю авторитет учителя и, конечно, всегда учу её справляться с трудностями самостоятельно (портфель собирает сама). Не исключаю в данной ситуации своей ошибки. Но я ведь всё-таки изначально направила дочку именно к учителю (!), и моя дочка подошла к учителю, но получила то, что получила :(  У этой истории есть и продолжение. Когда я забрала ребенка из школы, то расспросила её обо всем подробно. На этот урок (тетрадь была по творческим работам — ИЗО, аппликации...) учительница отстранила дочку от занятия, пересадив на самую последнюю парту, и ребенок просидел весь урок там, ничего не делая. Другого мальчика, который тоже забыл тетрадь, учительница при всех похвалила за то, что он не позвонил маме и дала ему другое творческое задание… Не это ли называют в нашем обществе унижением??  Поэтому я, конечно, поговорю с учителем. Но как? не знаю… Как ей сказать, что мне тяжело удерживать её авторитет перед дочкой, потому что дочка её боится и не уважает. Это слова дочки: «Знаешь как не приятно, когда на тебя орут! Это больно… сердцу… Как можно из-за таких пустяков меня ругать целых три раза!» Что сказать дочке, я нашла, но вот что сказать в данной ситуации учителю? Ведь ребенок отучился в школе всего лишь одну четверть и не знает, как себя повести в сложных ситуациях. А тут такой жестокий урок! 

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте. Во-первых, постарайтесь не воспринимать ситуацию так трагично, дело житейское. В Вашем описании есть Ваша позиция и реакция ребенка. Но в любом конфликте продуктивно будет, если рассматриваить со всех сторони принимать во внимание другие обстоятельства. Важно учитывать, как развивалась ситуация, то есть провести как бы микроанализ. То, что девочка ответственная — замечательно и это нужно ценить и поощрять. Вы обязательно ее похвалите и успокойте, насколько возможно.

Теперь о первом звонке: «забыла тетрадь». Почему она уже тогда плакала? Ясно, что гиперответственность. А не было ли у нее или у Вас возможности переговорить с учительницей и уладить? Я понимаю, что девочка постеснялась, но на будущее… не стесняйтесь в подобных случаях сами связываться с учительницей (хотя, я знаю, что трудно уловить момент, когда она может отвлечься на звонок). И после, когда Вы приехали, тоже надо было бы подойти к учительнице или хотя бы показаться на глаза. Не думаю, что это вызвало бы какую-то негативную реакцию. В отличие от других высказавшихся экспертов я понимаю мотивы учительницы, поскольку нередко сам замещаю учителей на уроках и знаю, каким может быть развитие событий в подобных ситуациях. Все не так просто как видится со стороны. Возможно, учительница где-то недосмотрела, не буду гадать, но в действиях учителя может быть и логика, Вы ее лучше выслушайте, тогда станет более понятно. Видимо речь идет о рабочей тетради, но и без нее можно один урок обойтись — писать на листочке, например. Просто девочка должна была предупредить учительницу и не звонить, а спокойно работать. Еще раз скажу, детали лучше Вам выяснить в разговоре с учительницей, чтобы нам не гадать. Не нужно воспринимать ситуацию как шокирующую, произошло недоразумение и следует извлечь урок на будущее. В Ваших интересах разрешить конфликт без эскалации, чтобы все стороны остались в нормальном рабочем состоянии. Наверняка учительница тоже переживает эту ситуацию, что не способствует дальнейшей вашей совместной работе. Поэтому, свяжитесь с ней и поговорите доброжелательно. Это и будет наилучшим решением в интересах дочери. И на будущее договоритесь поддерживать непосредственный контакт.

15.11.12
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Добрыц день, Мария… скажу как мать, просто многие люди в жизни не на своих местах и занимаются не своими делами, как. например, учительница вашей дочки. Заниматься воспитанием детей до 3 класса и так относиться к ним, ведь в этот период очень важна что в них заложат, и не столько в плане учебы и знаний, сколько в отношении к обществу и окружающему миру. У меня достаточно примеров когда такие «учителя» ломали жизнь детям надолго, только родители пускали все насамотек. Скажу не как психолог, а как человек-я бы посоветовала Вашему мужу поговрить с учительницей, как отец и защитник ребенка, без ругани, эмоций-спокойно объяснить ей где и почему она не права. Дети-цветы жизни, и в первом классе многим достаточно трудно легко адаптироваться ко всему с такими «проводниками-учителями» в жизнь. Удачи вам! и Вашей семье!

15.11.12

  ЭТО — жизнь, такая какой она есть на самом деле, с ТАКИМИ ситуациями, учителями, друзьями,    мужьями,  женами, людьми   и прочим… ваша дочь  до этого момента  не сталкивалась, но  так не могло продолжаться до бесконечности, иначе, как вы сами понимаете,  не смогла бы  выжить не имея навыков выжвания и не понимая что происходит  - это Урок, преподнесенный жизнью именно  тогда, когда он  и должен был   произойти… дочь получила  заявку на иммунитет и ваша задача сейчас говорить с дочерью — учитель ни при чем — это лишь инструмент 

15.11.12

Здравствуйте Мария. Позиция педагога совсем непонятна. Почему и кого она подвела, позвонив Вам и сказав что забыла дома тетрадь? Да и что это за тетрадь? Смортели ли Вы ее, почему учитель так взновловалась? 

А вот действия дочери вполне логичны и последовательны. Ребенок забыв дома тетрадь, начал искать пути исправления этого упущения, вот она и позвонила, дабы Вы помогли найти ей выход из этой ситуации. И ее действия — вполне нормальны.

Обратите пожалуйста внимание на эту самую тетрадь. И конечно, с учителем стоит поговорить, но не в форме обвинений, а с позиции вопросов, чем была вызвана такая ее реакция?

С ув. Александр.

P.S. Не забывайте отмечать знаком «плюс» все ответы, которые Вам понравились, выделяя из них  ЛУЧШИЙ, нажимая на ЗВЕЗДУ.

 

15.11.12

Здравствуйте, Мария!

Из всех ситуций надо извлекать плюсы...

Скажите кто собирает портфель дочери? Если сама, то это ее оплошность… и это опыт-в следующий раз будет повнимательней.

Интересно и то что она не обратилась к учителю и не объяснила ситуацию ей, а позвонила вам… Если это единичный случай, то учительница поняла бы ее и отпечатала бы листочек для работы на уроке.Если ваша, то вам и отвечать и тогда не удивительно, что она вам позвонила.

Либо она боится учительницу или не умеет разрешать такие ситуации самостоятельно, либо в вас видит палочку -выручалочку на все случаи жизни… Это нормально в таком возрасте… Но постепенно надо учить самостоятельности и ответственности.Если вы были бы в это время на работе или заняты и что тогда? Отпрашивались с работы?

Все решаемо… И надо однозначно разговаривать со всеми: и с дочкой и с учительницей… Объяснить все ...

15.11.12

Здравствуйте, Мария! К сожалению в наших школах встречаются аналогичные ситуации и во многих случаях остаются не разрешенными или более усогубляются. В вашем  случае хочу поблагодарить вас с мужем за воспитание вашего маленького человечка, в котором воспитывается главное — личность.И ответ на ваш вопрос вы практически дали сами сказав, цитирую: "… безвыходных ситуаций не бывает, что нужно уметь за себя постоять и т.д.…" А когда вы оказались в школе, нужно было зайти в класс, т.к. эффективнее сразу поставить все на свои места. Возможно ваш приход не дал бы ситуации развиваться далее. Приход ребенка в первый класс очень важен в плане социализации личности, школа это своеобразная первая ступень отношений в нашем обществе, где встречаются и несправедливость и непонимание. Если вы обладаете свободным временем, то почему бы не прийти на какой — либо урок. В школах это не возбраняется, главное, предупредить учителя, что вы хотели бы присутстовать на уроке. Это позволит вам увидеть на практике мастерство преподавателя и это подбодрит дочь. Ну а если аналогичная ситуация повторится, выяснить все сразу. Это как на примере того, что когда дети что-нибудь натворят, им объясняют сразу, в чем он поступил неправильно. Успехов!

15.11.12

Здравствуйте, Мария! Поведение преподавателя младшей школы, да еще и по отношению к первокласснице совершенно неадекватное.  Ваша дочь не на уроке звонила. И решение Вы приняли вполне адекватное. Многие родители малышей довозят им вещи в школу. Преподаватель должна была вам сказать, что не стоит так беспокоиться и что они сами могут решить этот вопрос в рабочем порядке. И ни в коем случае не устраивать сцену с ребенком на ровном месте, формируя негативное отношение ребенка к школе. 

 Кроме того, что за странный демонстративный запрет детям звонить родителям? Обратите на это пристальное внимание и попросите дочь ВСЕ рассказывать вам дома, даже если учитель не одобряет это. В нашей школе так дети первоклассники  молчали, когда преподаватель могла кого-то оскорбить или ударить. Выяснилось это случайно, когда старшая сестра одного из детей по просьбе мамы пошла и понаблюдала за тем, что происходит в классе. Закончилось все обращением в прокуратуру. И, увы, это не единичный случай в наших школах, где преподавать идут далеко не те, у кого к этой профессии призвание.

Учителю, конечно, не стоит сразу предъявлять претензии, но заступиться за ребенка и сказать, что вы бы хотели видеть более бережное отношение к вашему ребенку нужно обязательно (дочь должна вам доверять, что в любой ситуации вы ее поддержите!). Если у учителя есть замечания — она может написать их в дневнике, и вы дома сами объясните ребенку, как лучше себя вести. Кроме того, правила поведения детей она может озвучить на родительском собрании. Сейчас как раз время родительских собраний 2ой четверти. 

15.11.12

Я вдогонку. Мария, все-таки рекомендую Вам найти время и поговорить с учительницей. Поделиться с ней своей озабоченностью, выслушать ее мотивы. Причем, желательно найти такой тон, который бы не допускал продолжения напряженности. Начните как бы невзначай. Я  уверен, что не могло быть умысла с ее стороны унижать ребенка. Возможно был какой-то стресс, который не дал ей разобраться, возможно, она не имеет опыта. А стрессы бывают, ой какие тяжелые. Хотелось бы посмотреть, как некоторые… не скажу кто, смогли безошибочно вести бы себя в подобных ситуациях.  Поговорите — легче станет всем.

15.11.12

Уважаемая Мария.  Я отвечу вам как учительница и как психолог. Вам много сказали полезного. Но кое-что я добавлю. Как учительница я, была бы довольна, что ребенок ответственный, заботится о том, чтобы мама принесла тетрадь. Понимаю ваши действия- вы не хотели чтобы дитя огорчилось, да и себя помните в школе… Школа травмирует детей, особенно тех у кого повышенная моральная ответственность. Обратите внимание на письмо Ореста Шупенюка. Он пишет о том же. надо воспитывать ребенка с учетом того, что он должен жить в условиях далеких от идеальных. Много встретит на своем пути людей, которые будут заблуждаться, ошибаться, могут быть несправедливы. И девочка должна уже это понимать. Повышенная ответственность  закладывает у нее основу будущего невроза. Даже есть такое название«невроз отличника.» Такие дети увидели противоречие- вы ее учите одному, а жизнь преподносит другое. Надо учить жизни.  О причинах запрета на звонки можно гадать. Это может быть приучение детей к тому, чтобы они выполняли устав.Возможно, чтобы были  более самостоятельными Но методы учительницы напоминают ваши методы-они доведены до крайности, как в армии.  Вам стоило бы сказать дочке-не волнуйся.  Пусть тебя поругают или поставят двойку. Я тебя буду так же любить как и прежде… Есть такие замечательные стихи:«От сентября до мая дорожка не прямая. Пока по ней пройдешь-не раз ты упадешь» Может «упасть „и учитель и ребенок и вы в том числе. Главное не упасть духом. Веселья вам и радости. Умерьте тревоги. Все могут ошибаться.  Не идеализируйте жизнь. в душе у ребенка будет меньше конфликтов. И главное-ваша девочка реагирует на кофликты болью в сердце. У нее повышенное чувство справедливости. но ведь никто не будет ей стелить коврик под ноги.  Надо учить спокойнее относиться к раздражению учителя. Разве на работе не ругаются начальники.? что будет с ней при таких установках?

15.11.12

Здравствуйте, Мария. Так сложилось, что в школе работает много невротических личностей с большими психологическими проблемами. Учительница Вашей дочери — одна из таких. Ее реакция неадекватна для нормального педагога, и продиктована невротическим страхом потерять контроль за ситуацией. «Как это так, ребенок не подошел к ней, а позвонил маме?! Непорядок! Это так каждый ученик начнет звонить родителям, это будет не школа, а черти что.  Это надо немедленно пресечь!» Примерно так она рассуждала.

Менять педагогов родители пока не в силах, к сожалению, поэтому Вам придется приспособиться к этой ситуации, и главное, здесь — защитить дочь. Ваша ошибка в том, что Вы не сделали это сразу, постеснявшись повредить авторитету учителя. Сделайте это теперь. Поговорите с учителем, спросите, что именно ее так разозлила, что она решила довести ученика до слез и попросите ее впредь не повышать голос на ребенка. И вообще отнеситесь к этой ситуации серьезно, подумайте, стоит ли оставлять ребенка в таком классе. 

16.11.12

Мария, я вас понимаю и ребенка понимаю… К сожалению, учительница преподала ребенку не тот урок и нанесла психологическую травму ребенку.Дети чувствительны к несправедливости....

У меня тоже ребенок-первоклассник приходит и рассказывает как Марина Руслановна-учительница так орала на одного мальчика, что у нее сердце замирало.И когда она на него кричит-остальным детям кажется, что их тоже ругают...

Мы же не в силах поменять учительницу и поэтому приходится своими силами менять отношение к ней… Я ей объяснила, что учительница устала и, наверное, ей надо отдохнуть… на каникулах… Потом дала ей волшебный психологический  прием один… и тогда у тебя не будет замирать сердце от ора учительницы.

В вашем случае обратитесь к школьному психологу-я не знаю обладает она такими методиками- переработать и убрать эту психологическую травму у ребенка.Если нет, то обращайтесь-я постараюсь помочь.

Спросить какая работа психологическая ведется с преподавательским составом, изложить ей свою ситуацию.Поговорить с учительницей -узнать мотивы ее поступка и о последствиях ее для вашего ребенка. И начните с описания состояния вашего ребенка и настроения, что это вас очень беспокоит, поэтому вы хотели бы узнать из ее уст, что произошло в тот день в школе… и плавно перейдите к мотиву поведения учительницы: что хотела учительница преподать девочке, какой урок… ?

Успеха вам!

16.11.12

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store