Снизилась успеваемость в школе - вопрос №797752

Здравствуйте. Перевели дочь из школы в гимназию (8-й класс). Обсуждали предстоящий переход семейным советом. Больше всего этого желала дочь — из-за конфликтов с классным руководителем (предвзятое отношение, личная неприязнь). Предупреждали о предстоящих сложностях, но… Разумеется они не заставили себя долго ждать. В старой школе ходила в отличницах, в новой — «съехала» на тройки-четверки, есть даже пара «неудов». Конечно же понимаем,что необходимо время на адаптацию к новым условиям, к новым людям. Но процесс этот, увы, не приносит ожидаемых результатов. Всё чаще ищутся предлоги для пропусков занятий (болит голова, живот и пр.), все труднее заставить выполнять домашние задания, и все меньше остается аргументов для убеждения. Начались робкие пока попытки завести разговор о том, чтобы вернуться в прежнюю школу. И эта идея с каждым днем становится для дочери все более навязчивой и способной, как ей кажется, решить все ее нынешние проблемы. Налицо, как нам кажется, потеря уверенности в собственных силах, ведущая, в свою очередь, к стремительному снижению интереса к учебе, ко все более возрастающей дистанции между нами, родителями, и дочерью («вы меня не понимаете»). Все разговоры по душам уже состоялись, и не раз. Но улучшений в ситуации нет. Не хотелось бы прибегать к каким-то радикальным мерам, да и не особо эффективны они, это мы тоже понимаем. Подскажите пожалуйста, не слишком ли мы торопим события? Или нужно как можно скорее ребенка перевести в привычную ей среду? Или есть какое-то другое решение проблемы? Надеемся на совет. С уважением — родители.

Ответы

Добрый вечер. Игорь, вы — замечательные родители, но полагаю вам стоит сводить дочь к психологу (хотя бы в режиме онлайн), потому что вашу дочь стоит научить:

*самостоятельно решать спорные, острые и конфликтные ситуации, а не избегать их (бегство из старой школы, пропуски и придуманные болезни в новой). Помните, вы не всегда сможете быть рядом с ней, а вот проблемые ситуации могут произойти в любой момент. И вашей дочери важно научиться выходить из них с минимальными для себя и окружающих потерями. 

*освоить новые модели поведения и взаимодействия с окружающими её людьми (учителями, одноклассниками и т.д.). Обратите внимание, модели, которые использует ваша дочь конфликтны, важно научить её анализировать свое поведение в отношениях и ситуацию, в которой они развиваются, видеть свои ошибки в построении отношений с другими людьми, признавать и исправлять их. 

*развить чувство юмора и самоиронии, которые позволят вашей дочери легко и достойно, самостоятельно решать любые проблемы в общении и во взаимодействии с окружающими людьми.

Мудрости вам. Лидия.

Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою  воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов. Помните, профессиональный взгляд эксперта на вашу проблему может не совпасть  с вашим мнением о ней, но это не повод ставить эксперту  минус

19.10.13

Здравствуйте!

У Вашего ребенка очень сложный возраст — подростковый, сейчас ей кажется, что мир может быть настроен против нее и в любой школе будут вещи, которые ей будут мешать и не нравиться. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками и эмоционально значимыми людьми. Если у вашей девочки в прошлой школе был хороший коллектив в классе(а в этой школе она не может найти контакт с одноклассниками), в котором она могла чувствовать себя уверенной и общаться со всеми комфортно, то это, то от чего стоит отталкиваться.

Для того, чтобы дать вам какие-то рекомендации ситуацию нужно прояснить точнее, для этого было бы неплохо пообщаться с вашей дочерью. Опять же это касается отношения с коллективом в прошлой и этой школе,  важно также знать, насколько вообще возможно было наладить отношения с той классной руководительницей и только ли в этом была проблема. На данный момент, вы можете создать для ребенка максимально комфортную и доверительную атмосферу в семья, я так понимаю, что вы это и делаете, если у вас часто бывали доверительные разговоры, стоит прислушаться к желаниям и волнениям девочки, а также максимально попытаться донести до нее, что проблемы нужно решать, а не переходить из одной школы в другую, обязательно нужно предложить продумать вместе, как вы можете решить нынешние проблемы со школой(временно исключая вариант перевода в другую школу), что вы можете для нее сделать, чтобы ей было лучше и проще адаптироваться. Думаю, что стоит подождать еще пару недель и если отношение вашей дочери к новой школе не изменится и вы  не сможете помочь ей решить ситуацию, то не стоит рисковать. Можно думать и о возвращении в старую школу, предварительно обговорив, что при возникновении каких-то неприятностей в школе, они будут решаться, а не избегаться переходом в другую школу.  

20.10.13

Игорь, здравствуйте.

Да, есть ощущение, что вы несколько торопите события. С начала учебного года прошло меньше двух месяцев, вполне возможно, что вашей дочери требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Чтобы попробовать справиться с этой проблемой, стоит разделить ее на составные части:

1. Успеваемость. В чем причина плохих оценок? В новой школе программа сложнее, и она не понимает материал? Значит, необходимо помогать дочери справляться с домашними заданиями. Именно помогать — не надзирать, не понукать, не контролировать. А просто каждый вечер садиться и делать их, возможно, даже вместе (по тем предметам, котрые вызывают трудности). Тут важно ваше спокойствие и отсутствие ожиданий от дочери, что она быстро все поймет и снова станет отличницей. Дайте ей возможность прийти к этому в комфортном ей темпе. 

2. Интерес к учебе. Как правило, он тем выше, чем выше успеваемость. Так что помогая ей справляться с уроками, вы повлияете и на этот аспект. 

3. Психологическая адаптация к новой школе. Она завершится тогда, когда у вашей дочери появятся новые друзья и хорошая репутация. На это тоже нужно время. Побуждайте ее проводить время с одноклассниками, которые ей по душе, по возможности приглашать их домой, ходить к ним в гости и т.д.

4. Дистанция между вами и дочкой. Скорее всего, она вызвана тем, что вы ждете от дочери успехов и быстрого включения в новую жизнь. Вам нужно на какое-то время отказаться от своих амбиций, связанных с успехами дочки и попробовать просто воспринимать все, что с ней происходит. Не оценивать, не стремиться исправить, а просто принимать к сведению. Вашей главной заботой должны стать не события, происходящие в ее школьной жизни, а то, как она все это воспринимает. То есть не факты, а эмоции. Представьте, что вам хотелось бы слышать от лучшего друга, когда вы рассказывает ему о своих трудностях, например, на работе, причины которых вы и так знаете. Вряд ли вы желаете услышать советы «соберись», поучения «ну разве так можно» и увещевания «потерпи». Скорее здесь уместны будут «как ты себя чувствуешь», «что для тебя труднее всего» и «чем тебе помочь». 

Вы правы, радикальные меры здесь будут неуместны. Если что и сможет помочь вашей дочери, так это ваша поддержка. Вам нужно стать сейчас для нее одновременно и опорой (в эмоциональном плане), и жилеткой, в которую можно поплакать, и прочным забором, за которым можно спрятаться от неурядиц. Чтобы у вас были на это силы, нужно понимать, что все эти трудности, скорее всего, преходящи, на это просто требуется больше времени. 

Попробуйте еще раз поговорить с вашей дочкой и донести до нее свою уверенность в том, что сложный период минует. Покажите свою готовность терпеть его вместе с ней. Вспомните еще раз, ради чего вы это затеяли. 

Также можно предложить дочери сходить к психологу, где она сможет в конфиденциальном режиме обсудить все, что ее волнует.

С уважением,

Полина. 

20.10.13

Ув.Игорь.Мне кажется, что проблема вашей дочери в том, что вы ожидаете от нее успехов в новой школе. Вы назвали свое письмо «Снизилась успеваемость». а в вашем случае надо думать о том, чтобы дочь получала не только знания по предметам, но и знания навыков жизни. В реальной жизни у нее случился конфликт по причине «личной 2неприязни.надо было рассмотреть, что полсужило возникновению неприязненных отношений девочки и педагога.И найти ыход из кризисной ситуации.если вам показался выход  -переход в другую шкорлу.То это тоже возможный вариант.Но почему девочка должна быть отличницей? Разве это залог жиненного успеза7 Вот вы уже видите, что есть вещи, которые не решаются с помощью знаний математики и химии.А вопрос стоит остро о бегстве от принятого решения. Надо понять почему дочь жалуется на непонимание ее именно вами.если вы хотите помощи, обращайтесь в чат для разбора трудностей, возникших и у вас с дочерью и у дочери с учительницей.И у дочери с новой школой и с ее неспособностью справляться с требованиями и нагрузками. Переход из школы в школу сложная штука.Но в контакте со школой с учителями, все вопросы можно решить. Всего вам доброго. 

20.10.13

Здравствуйте. Успеваемость снизилась — это следствие проблемы, а не сама проблема. А она есть, хотя пока не озвучена. 

Очень симптоматичны слова о мотивации перехода: "из-за конфликтов с классным руководителем (предвзятое отношение, личная неприязнь)". Это не что иное, как манипуляция со стороны дочери. Кстати, ее склонность к манипулированию Вы хорошо описали.  К сожалению, Вы проглядели или не придали значения тем событиям, которые стояли за этим конфликтом. А там наверняка было, на что обращать внимание. Как Вам преподносила дочь свои дела в школе, какие объективные причины обострения отношений и т.п. Вообще, конфликт с учителем — это нонсенс, поскольку подрывает сам принцип ученичества. И здесь работает не логика, а подсознание. Учитель не прав! Он меня гнобит! Он несправедлив! Вот что всегда будет услужливо подсказывать подсознание, когда надо оправдать свою нерадивость, лень. Теперь потребуется значительная коррекционная работа, чтобы дочь смогла вернуться на нормальный режим учебы. Не знаю, насколько Вы поддерживали ее в этом противостоянии, но судя по нынешнему году, поддерживали. Ситуацию можно восстановить, но потребуется значительный пересмотр своих позиций, а это будет ох как сложно.  

20.10.13

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
4 ответа
16.09.10
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store