О практике терпимости - блог №633979

Будда говорил, что, поскольку поведение является основной причиной наших страданий и нашего счастья, для того чтобы изменить наше поведение, мы нуждаемся в философии. Не имея философии, просто повторяя слова «надо быть добрым, не надо вредить другим», вам будет очень трудно осуществить это на деле. Догматические постулаты не работают. В течение одного или двух дней вы будете хорошим, но придет момент,когда вы сорветесь.

Подавление гнева – это не настоящее терпение. Для того чтобы быть терпеливым, вы должны знать, каким образом следует отпускать гнев. Этому учит драгоценная Дхарма Будды.

Даже в шахматной игре, чем больше техник вы знаете, тем лучше вы будете играть в шахматы. То же самое можно заметить и в нашей жизни. Всего одна техника вам не поможет. Если я дам вам только одно учение и скажу: «Это тайное учение, сущностное наставление, и с его помощью вы очень быстро достигнете состояния будды», тем самым я буду обманывать вас. Так нельзя. Если бы это было возможно, я бы давно стал буддой.

Сначала важна хорошая стратегия, позиция. Таков мой совет. Хотя вы слышали это много раз, сейчас я повторяю с другой точки зрения. Вы слушаете учение для того, чтобы стать лучше. Каждый раз, когда я даю вам учение, я даю вам особенный нектар – определенный метод, как именно стать лучше. В жизни у нас возникают разнообразные ситуации. Если вы обладаете множеством техник, то в каждой ситуации соответствующая ей техника будет очень эффективной. Но если у вас только одна техника, ее очень трудно применять в совершенно разных ситуациях.

Например, когда вы больны, у вас должна быть техника практики Дхармы во время болезни. Когда вы становитесь богатым, вы должны располагать соответствующей техникой практики. Когда вы бедны, вам также нужна особая техника. Если у вас будет полный набор техник, которым учил Будда в сутрах, в «Абхисамаяаланкаре», то вы будете настоящим мастером, тогда вам не нужно будет так уж много всего.

Один мастер Кадампы сказал: «Для того чтобы практиковать Дхарму, мне не нужно многое, мне нужно только одно – внимательность. Будучи внимательным, я могу любую ситуацию использовать для практики: если я болен – это хорошо, если я богат – тоже хорошо. Все для меня хорошо. Если я не умру – хорошо, если умру – тоже хорошо».

Быть духовным практиком вовсе не означает, что нужно сесть в позу медитации, четыре часа медитировать на развитие терпимости. В Тибете была такая история. Один человек сидел четыре часа и практиковал терпимость в позе медитации. К нему подошел другой человек и спросил: «Чем ты тут занимаешься?» Тот ответил: «Я медитирую на терпимость». «Ах ты собака», – сказал второй. «Сам ты собака, я не собака», – закричал «медитирующий». Тогда второй человек сказал: «Почему ты орешь? Ты же медитируешь на терпимость». «Ой, да, да! Я забыл! Не мешай мне, уходи, я буду дальше медитировать».

Когда никто не говорит вам ничего плохого, очень легко развивать в себе терпимость. В этом случае каждый раз, когда вы спите, вы очень хороший практик, вы как бы занимаетесь терпимостью. Простое отсутствие гнева еще не является практикой терпимости.

Что такое практика терпимости? Это когда возникают неблагоприятные условия, и вы не позволяете им вывести свой ум из равновесия. Ваш ум остается непреклонным, как гора. Плохие условия подобны ветру, но, сколько бы ни дул ветер, гору это не тревожит. Если ваш ум становится подобен золоту, то ветер не может потревожить, не может даже пошевелить это золото. Если же ваш ум подобен бумаге, то с каждым порывом ветра бумага будет уноситься в том или ином направлении. Итак, практика буддизма – это превращение вашего ума в золото, чтобы он стал сильным, стабильным.

 

© перевод лекции Геше Тинлея.

15.05.13
464
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store