О практике шаматхи. Продолжение - блог №672340

Как говорится в одной из сутр: тёмной ночью, когда маленький огонёк светильника колышется от сильного ветра, невозможно прочесть, что написано в книге. И это напоминает состояние нашего ума без шаматхи. После же шаматхи огонь становится очень ясным, и его уже не колеблет ветер, как вообще в отсутствии ветра, когда горит свеча, ровно горит, ветра нет, и тогда, при таком свете,вы можете отчётливо прочитать то, что написано в книге, и легко понять смысл написанного. В этом преимущество шаматхи.

Первое преимущество – это такая ясность ума, благодаря которой вы сможете развить многие и многие реализации.

Второе преимущество состоит в том, что после того, как вы разовьёте шаматху, этот покой, который будет в вашем уме, будет настолько огромен, настолько безграничен, что вам покажется, что вы уже достигли освобождения, уже достигли нирваны. Но пока это ещё будет не нирвана. Ваш ум будет такой ясный, что вам покажется, что все омрачения ушли из ума, как будто все омрачения умиротворены.

Когда вы достигнете шаматхи, то состояние вашего ума можно будет сравнить с прудом. Например, пруд, который взболтали палкой, становится грязным, потому что вся грязь поднимается на поверхность. И это символизирует наш ум, в котором нет шаматхи, такой грязный, замутнённый ум. Кто же болтает палкой в пруде нашего ума? Это наши концепции, концептуальные мысли: «Наверное, он так поступит, наверное, он мне хочет плохого, наверное, все это плохие люди» – если думать вот так, вы взбалтываете грязь на дне пруда, всплывают все омрачения, вы сами себя омрачаете. Даже вредоносные духи не могут вам настолько навредить, как вы сами себе вредите. Дух может вас толкнуть, он может вас поранить, но он не может вас омрачить. Вы же сами, не зная, как правильно мыслить, делаете себя еще более омрачёнными, чем вы есть.

Итак, когда вы развили в себе шаматху, это означает, что вот эти беспокоящие концепции вы пресекли, т. е. вы ни о чём не заботитесь, однонаправленно устремляете своё внимание только на один объект. По мере того как вы всё больше и больше занимаетесь такой медитацией, палка концепций перестаёт баламутить ваш ум, и грязь ваших омрачений оседает.

Но нельзя сказать, что ваш ум проясняется. Ваш ум ясен был изначально, он ясен с безначальных времён своего существования, потому что наитончайшее наше сознание так и называется – ясный свет ума. Этот ум ясен по природе. Но если мой ум по природе ясен, почему сейчас в нём нет ясности? Потому что мы сами себя омрачаем, постоянно взбаламучивая воду своего ума палками концепций. Как и наш ум, вода по своей природе чиста, в её природе нет грязи. Если бы в природе воды присутствовала грязь, воду было бы невозможно очистить. Итак, очевидно, что, поскольку в природе воды нет грязи, грязь, присутствующую в воде, можно отделить от самой воды. То же самое с нашим умом. Даже, если возьмём самого худшего человека в мире, самого омрачённого, самого негативного, даже у этого человека его омрачения не являются природой его ума. Это нечто наносное.

 

© перевод лекции геше Тинлея

27.06.13
300
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store