Определение четырех благородных истин. Первая – благородная истина о страдании.
Я дам более точное и более подробное определение из монастырских текстов, оно используется для диспутов. Запишите его и запомните наизусть, тогда для вас все будет легко. Также необходимо понять смысл, тогда у вас будет очень точное понимание.
Пять загрязненных совокупностей, рожденных под контролем омрачений, которые обладают четырьмя характеристиками: непостоянством, страдательной природой, пустотностью,бессамостностью – это первая благородная истина о страдании.
Чтопонимается под пятью загрязненными совокупностями? Они «нечистые» потому, что эторезультат благородной истины об источнике страданий. Их причина – это причинастрадания, поэтому пять загрязненных совокупностей обладают природой страдания.
Пятьсовокупностей – это наши собственные совокупности, а также совокупности других людей.
Первая их них – это форма, то есть наше тело.
Вторая – ощущения, это ментальный фактор.
Третья – различение, это также ментальный фактор.
Четвертая – волевые импульсы, это нечто непостоянное, но не форма и не сознание, это кармические отпечатки.
Пятая – совокупность ума. Если говорить просто, то речь идет о теле и уме. Тело, две совокупности ментальных факторов и далее – первичный ум и кармические отпечатки.
Таковы пять совокупностей.
Ощущения и различения очень активны, они присутствуют всё время, поэтому их рассматривают отдельно. Кармические отпечатки – это не форма и не сознание, это волевые импульсы и они часть вас, они остаются в уме. Это объектная основа для вашего ума, объектная основа для вашего «я».
Пятое – первичный ум. Кроме ощущения и различения, все остальные ментальные факторы и первичный ум – это пятая совокупность.