Сутра сердца. Продолжение - блог №775210

Что означает термин жентонг в учении Дзогчен? Во время медитации первое знакомство с ясным светом выглядит так: нужно убедиться в том, что все феномены, которые являются вам, пусты в ясном свете ума. Все феномены – друзья, дома и т. д. – не более чем обозначения, данные вашим умом, поэтому они не существуют со своей стороны, помимо вашего ума, объективно. Вовнешнем мире нет ничего плотного – только названия, поэтому все феномены пусты в ясном свете.

Это похоже на «пустоту от другого», но в учении Дзогчен это лишь первый шаг. После того как вы убеждаетесь в пустотности всех проявлений в своем уме, вы, пребывая в ясности и осознанности, отдаете себе отчет в том, что все ваши концепции возникают из ясного света, а затем вновь исчезают в ясном свете. Вы поддерживаете эту ясность и осознанность, убедившись в отсутствии каких-либо плотных объектов во внешнем мире.  Это напоминает инопустоту, но весьма отличается по смыслу от трактовки «пустоты от другого» в низших школах. Это знакомство с относительным ясным светом – первый шаг, который нужно пройти для развития сосредоточения. Эти объяснения основаны на учениях Лонгчена Рабджампы – величайшего мастера Дзогчена.

На втором этапе вы переходите к распознанию абсолютного ясного света. Здесь вам нужно убедиться в том, что ваш ум пуст от самобытия. На этом этапе вы уже опираетесь на теорию «пустоты от себя» – вы утверждаете, что ум сам по себе пуст. Вы не останавливаетесь на том, что все другие феномены пусты в уме, а сам ум имеет истинное существование.

На третьем этапе следует убедиться в том, что пустота вашего ума есть Дхармакая.  Дхармакая – это не что-то внешнее. Если вы будете пребывать в абсолютной природе своего ума, Дхармакая проявится естественным образом. Дхармакая подобна нирване, а нирвана есть пустота вашего ума. К какому выводу можно придти в результате анализа этого положения? Если пустота ума – Дхармакая, а ум каждого существа пуст от самобытия, значит, у каждого есть нирвана.

А если вы утверждаете, что у всех существ есть нирвана, получается, что у них нет сансары, потому что нирвана и сансара –несовместимое противоречие.

Ваше понимание этих философских моментов должно быть более точным. Итак, Дхармакая – это не просто пустота ума, это пустота ума, полностью свободного от омрачений. Следовательно, у вас нет Дхармакаи, и вы не можете гордиться тем, что достигли Пробуждения.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

01.10.13
226
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store