Сначала вы должны узнать четыре характеристики кармы. Затем вы должны понять, что такое плохая карма и что такое хорошая карма. Далее, вы должны понять, что такое весомый объект плохой кармы и что такое легкий объект плохой кармы. Также вам следует усвоить тяжесть дурной кармы с точки зрения мотивации и тяжесть дурной кармы с точки зрения типа живого существа. Вы должнызнать, что такое ввергающая карма и что такое завершающая карма, что такое оскверненная, загрязненная карма и что такое неоскверненная карма. Вы должны знать, как создается карма: объект, мотивация, действие и завершение, – когда присутствуют все четыре составляющие, карма становится тяжелой.
Карма означает действие. Каждое ваше действие оставляет в вашем сознании отпечаток. Если вы совершаете вредоносные действия на уровне своего тела, речи или ума, то каждое из них оставляет плохой кармический отпечаток и в дальнейшем становится причиной вашего страдания. Это семя, из которого затем вырастает страдание. С другой стороны, положительные действия, которые вы совершаете телом, речью или умом, оставляют в вашем сознании хорошие кармические отпечатки и являются причиной вашего счастья.
Некоторые люди, пусть не очень умные, не слишком образованные, открывают свое небольшое предприятие, и к ним тут же приходит успех. Это означает, что проявилась их хорошая карма. Вы говорите: “Ему посчастливилось”, но какова причина удачи? Добрая карма. В буддизме говорится: если бы удача не зависела от определенных причин, то она была бы у всех, либо ее не было бы ни у кого.
Возьмем к примеру желтый цветок. Если бы он не зависел от причин, то вся Москва должна была бы зарасти желтыми цветами. Однако в каких-то районах Москвы растут желтые цветы, а в других – нет, поскольку зависят от причин, то есть от семян. Там, где эти семена посажены и присутствуют благоприятные условия для роста, появляются желтые цветы. Ваши счастье и страдание напрямую зависят от причин, и причины эти не внешние, но существуют в вас самих – в действиях ваших тела, речи и ума. Поэтому в буддизме говорится, что нет никакого Бога, который был бы творцом вашего счастья или страдания.