О трех Основах Пути. Продолжение - блог №902090

Может возникнуть вопрос: какой смысл в достижении нирваны, если она постоянна? Я сейчас рассуждаю не как буддист. Я долго анализировал нирвану и убедился, что она постоянна, потому что нирвана это пустота ума. Пустота – это нечто постоянное, а постоянное не может действовать. Вы говорите: “Я хочу достичь счастья”, и пытаетесь  обрести то, что не может действовать. Зачем вам это? Сансарическиеметоды не решают ваших проблем – на месте одной проблемы возникает другая; зато сансарические методы могут действовать. Буддисты же много рассуждают о нирване, говорят, что она делает нас счастливыми, но нирвана же постоянна, она не может дать что-либо сверх уже имеющегося. Какой смысл ее достигать? Что бы вы на это ответили?

Ответ: Нирвана не действует, а действует ум в состоянии нирваны.

Геше: Нет, вопрос был задан так: “Какой смысл достигать нирваны? Какое счастье может дать вам нирвана?”

Ответ: Пресечение страданий.

Геше: Значит, нирвана действует? Если нирвана действует, значит, она непостоянна. Если нирвана не действует – какой смысл ее обретать?

Ответ: Смысл в пресечении страданий.

Геше: Какова цель достижения нирваны, что для вас может сделать нирвана?

Вы должны понять: когда вы достигнете нирваны, она не даст вам какой-то особенной формы счастья. Нирвана есть пресечение страдания и источников страдания, но само по себе отсутствие страданий и есть счастье. Наша цель – полностью освободиться от страдания и его источников, а не заполучить какое-то счастье, которое, как нам кажется, ожидает нас где-то в нирване. Обычный мирской метод – “если я получу тот объект, то он даст мне счастье” – к нирване применить нельзя. Нирвана постоянна, и самое главное в ее достижении – полностью освободиться от омрачений, только в этом случае наш ум обретет чистоту. Ум сам по себе не есть чистота от омрачений. Чистота от омрачений – это пустота ума. Поэтому Нагарджуна сказал: “Мудрость, познающая пустоту, очистит омрачения в сфере пустоты”.

Чистота от омрачений неотделима от пустоты вашего сознания. Таково воззрение Прасангики Мадхьямики. Поэтому, стремясь достичь освобождения, не думайте о существовании какой-то конкретной нирваны, ожидающей вас где-то в заоблачных высях, которую вы должны обрести. Это не так. Пустота вашего чистого сознания и есть нирвана. Когда вы достигнете полной чистоты ума, в тот же момент осуществится и пустота этого чистого ума. Поскольку наш ум зависит от обозначения, следовательно, он пуст от самобытия.

Теперь несколько слов о принятии Прибежища. В буддизме говорится, что две благородные истины – о пресечении страдания и о пути – это и есть настоящая Дхарма. Когда вы принимаете Прибежище в Дхарме, вы обращаетесь именно к этим двум благородным истинам. Принятие Прибежища есть порождение благородной истины о пути в нашем сознании. Что такое Будда? Это существо, обладающее благородными истинами о пути и о пресечении страдания, и, кроме того, реализовавшее весь потенциал своего ума. Такое существо является объектом Прибежища, оно обладает великим состраданием и любит других больше, чем себя. В таком объекте мы и должны принимать Прибежище, кем бы и откуда бы он ни был – даже из другого мира, с другой планеты, из другой конфессии – христианства или ислама. Обладая указанными истинами и полностью реализовав весь свой потенциал, это существо полностью освободилось от омрачений и является объектом Прибежища, то есть оно – будда, даже если на нем христианские одежды. Чтобы стать буддой, необязательно быть буддистом, потому что будда – состояние, качество ума. Принимая Прибежище, вы обращаетесь к Будде, как к любому живому существу, обладающему такими качествами. Наконец, сангха – это любое существо, обладающее прямым познанием пустоты, то есть благородной истиной о пути.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: Причина страдания – желание, а причина желания – неведение. А что является причиной неведения? Если причина неведения в отсутствии мудрости, тогда мудрость – это некий внешний объект.

Ответ: Нет. Причиной неведения является предыдущее неведение. Предыдущее неведение возникло из предшествующего ему неведения, и этот процесс не имеет начала, точно так же, как процесс существования сознания. Текущий момент сознания порождается из предшествующего ему момента в потоке того же сознания.

Вопрос: Тогда чем отличается неведение от предыдущего неведения?

Ответ: Разница та же, что между вашим нынешним моментом ума и предшествующим ему. К примеру, огонь: нынешний момент существования этого огня возник именно из предшествующего мгновения; предыдущий момент уже не существует, его нет, но горящее в настоящий момент пламя сохраняет все прежние характеристики, разница лишь во времени.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

08.01.14
202
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store