О трех Основах Пути. Продолжение - блог №935079

Итак, первая техника зарождения бодхичитты – семичленная причинно-следственная техника. Первое ее положение заключается в осознании всех живых существ своей матерью. Это очень важное положение. Как только вы освоите его, любовь и сострадание возникнут у вас сами собой. В настоящее время мы не можем полюбить всех живых существ, мы любим лишь свою маленькую семью и больше никого. Но в действительности всеживые существа – члены нашей семьи. Они все когда-то были нашей матерью, отцом, нашими детьми. Чтобы убедиться в этом, вы должны усвоить эволюцию своей жизни, то есть доказать себе, что ваше сознание существует в течение многих и многих жизней.

Сначала мы должны доказать существование предыдущей жизни и будущей жизни. Некоторые научные теории – к примеру, закон сохранения массы и энергии – очень похожи на буддийские теории. Наука говорит, что невозможно создать принципиально новую частицу и невозможно полностью уничтожить существующую частицу.

Буддизм говорит о том же: невозможно создать некий новый ум и невозможно полностью уничтожить уже существующий ум. Если невозможно создать ум из ничего, на пустом месте, это означает, что сознание имеет предшествующие ему причины, то есть является их продолжением. Углубление этого рассуждения приводит нас к выводу, что начала у сознания нет и оно всегда является продолжением предшествующего момента того же самого сознания. Нет начала ни у сознания, ни у материи, поскольку и то, и другое зависят от причин.

Если вы ведете речь о каком-то начале, о первопричине, то она, в свою очередь, также должна зависеть от какой-то причины, иначе не смогла бы возникнуть и существовать. Поэтому никакого начала не было. Такова эволюция нашей жизни.

Мы существуем с безначальных времен. Мир, в котором мы живем, тоже безначален. Согласно тантре Калачакры, наша мировая система является следствием предыдущей мировой системы. Прежняя система уничтожилась, превратилась в космическую пыль, из которой под дуновением кармического ветра возникла наша мировая система. У предыдущей системы также была предшествующая ей система, и у нашей системы будет последующая, поэтому процесс зарождения и разрушения миров тоже не имеет ни начала, ни конца.

 Если вы будете думать в таком направлении, то поймете: “Действительно, эта жизнь у меня не единственная, я существую с безначальных времен. Поскольку я постоянно перерождался, следовательно, моими родителями было бесчисленное множество живых существ. Поскольку нет никакого начала, то я был ребенком каждого из всех живых существ, все они когда-то были моей матерью”. Чтобы развить в себе такую убежденность, нужно много размышлять о существовании прошлой и будущей жизни, опираясь на логические рассуждения, которые я вам приводил. Необходимо также размышлять о тех логических обоснованиях, которые упоминает Дхармакирти в своих трудах.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

31.01.14
244
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store