Первое положение – это ущербность себялюбия. Если вы не будете размышлять об ущербности себялюбия, то оно никогда не уменьшится. Для начала вы должны понять, что себялюбие – это источник всех ваших страданий. Далее вам нужно провести эксперимент. Когда себялюбие диктует вам что-то, вы должны проследить, к чему приведет ваше потакание своему себялюбию: приведет ли оно к истинному счастью или, наоборот, принесет вам страдание?
Мы никогда не рассматриваем свое себялюбие как источник страдания. Мы думаем, что источник страдания находится где-то вовне, и считаем, что источником наших страданий являются наши добрые матери живые существа. Думать так – большая ошибка. Все живые существа –это наши добрые матери, которые были к нам очень добры в прошлом, в настоящем, и то же самое будет в будущем.
Все наши страдания, вплоть до малейшей головной боли, являются следствием себялюбивого ума. Исследуйте эту теорию. Подумайте о том, как ваш себялюбивый ум создает проблемы для вас самих и для других, как он разрушает ваше счастье. Тогда вы поймете на собственном опыте, что себялюбие настоящий источник всех страданий. Когда себялюбие возникает у вас в уме, не надо сразу же останавливать его и говорить: «Ты плохое». Позвольте ему сделать то, что оно хочет. Но не идите у него на поводу на все сто процентов. Согласитесь с ним для виду, но при этом часть вашего ума должна пристально следить за тем, что происходит.
Когда агенты КГБ хотят поймать какого-то преступника, то вначале они его долго выслеживают. Они даже сами притворяются преступниками, внедряются в преступную среду и затем в подходящий момент ловят преступника с поличным. Если бы они с самого начала подошли и сказали: «Ты бандит, ты преступник», то не смогли бы его арестовать, потому что у них не было бы доказательств его вины. То же самое с вашим себялюбием.
Вы можете на своем собственном опыте поймать его с поличным, то есть убедиться в том, что оно действительно является разрушителем вашего счастья. Вы должны помнить эти теоретические положения, чтобы потом сравнивать их с тем, что вы получаете на опыте, и говорить: «Эта теория верна». Такое убеждение будет основано на личном опыте, а не на чьих-то словах или фразах, написанных в книжке.
Я на своем личном опыте убедился в том, что себялюбие является источником всех страданий. Поэтому я не привязываюсь ни к каким центрам. Я не говорю: «Это мой центр, это мои ученики». Если бы у меня был эгоизм такого рода, то он бы прибавил мне страданий. Я бы все время волновался о том, что происходит с моими центрами: «Что сейчас происходит в том центре, который далеко отсюда? Может быть, туда приехал какой-нибудь другой учитель, который отнимет у меня мой центр?» Тогда я бы начал вам говорить: «Вы должны слушаться только меня, не ходите ни к каким другим учителям».
Все эти слова слова себялюбия. Вы согласились бы со мной и сказали: «Хорошо, Геше-ла, я буду слушать только вас». Но в мое отсутствие вы бы тайно ходили на лекции к другим учителям. Стоило бы мне услышать об этом, как я бы разозлился и стал ругаться: «Зачем вы туда пошли!» Все это игры нашего эго. И вы, и я лишились бы покоя. Вы бы боялись, что Геше-ла обидится, но в глубине души вам хотелось бы посетить учение другого учителя.